Материал логопела Егоровой Лилии Николаевны

Консультация для педагогов на тему:

«Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет»

 

                                                   Подготовила: Егорова Л. Н.,

                                 учитель-логопед,

                                                                  высшей квалификационной категории.

 20.04.2021 

Эмоциональная речь выражает чувства, настроения и переживания человека. Неумение при помощи слов, мимики и жестов выразить свои чувства, вызывает затруднения в общении ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми. Для нормального общения ребенку необходимо быть уверенным в том, что он будет правильно понят и воспринят. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемой, при понимании и выражении своего эмоционального состояния. И в этом им могут помочь педагоги формируя и развивая эмоциональный словарь у детей через игры, задания, решения проблемных ситуаций.

Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и постепенно усложнять задания.

Развивать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет необходимо с учетом тех знаний и навыков, которые были сформированы ранее.

В чем особенности работы со старшими дошкольниками?

Чтобы расширять эмоциональную лексику старших дошкольников, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции: интерес, удивление, страх.

Для шести базовых эмоций дети данного возраста усваивают более сложные слова: «восторг», «ликование», «оптимист», «любознательный», «чудак».

На занятиях следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности. Для этого воспитатель просит детей давать на вопросы развернутые и обоснованные ответы. Важно, чтобы ребенок мог понятно и подробно рассказать о собственном эмоциональном опыте, произнести перед сверстниками выразительный монолог. При этом педагог обращает внимание на то, чтобы дошкольники использовали все средства экспрессии. Некоторые элементы занятия с детьми 5–7 лет повторяются, но усложняются. При этом необходимо вводить новые.

Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет

Познакомить детей с историей (текстом или мультфильмом), в которой герои испытывают эмоции, понятные старшим дошкольникам: интерес, удивление, страх. Можно обратиться к историям, в которых герои испытывают уже знакомые детям эмоции: радость, грусть, злость. При этом воспитатель должен активизировать более сложную лексику этих эмоций. Например, слова «ликование», «весельчак» для базовой эмоции радость.

Задайте вопрос: «Что почувствовал персонаж, когда…?» Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций. Например: страх, беспокойство, волнение, тревога, ужас. Детям 3–5 лет воспитатель задавал подобный вопрос в другой форме: «Какое настроение стало у героя, когда...?»

Спросите: «Как вы думаете, песонаж…очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился и т. д.)?" В данном случае любые ответы детей правильные.

После этого спросите: «Какими словами можно выразить, что герой очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился)?" Внимательно выслушайте ответы детей, повторите их, добавьте свои варианты. Когда дети отвечают на эти вопросы, они начинают понимать оттенки эмоций, расширяют свой эмоциональный словарь. Например: герой сильно удивлен – поражен, ошарашен.

- Гномик очень-очень боится или чуть – чуть? (Любые варианты ответов детей).

- Как можно сказать что гномик боится? (Он в ужасе).

- Как можно сказать, что он чуть-чуть боится? (Он беспокоится, тревожится, волнуется.)

- Как можно сказать, что он очень-очень обрадован? (Он ликует, в восторге.)

Обратите внимание детей на экспрессию, действия персонажей в эмоциональной ситуации. Если вы изучаете с детьми новую эмоцию, используйте те же методические приемы, что и в работе с младшими дошкольниками. Например, предложите разыграть экспрессивный этюд. В каждом этюде должны участвовать не менее 2–3 воспитанников.

Примерные вопросы:

- Кто может показать, как он с интересом наблюдает за детьми, выполняющими задание?

- Кто может показать, как он с интересом слушает рассказ воспитателя?

Задайте вопрос: «Как выглядит и что делает человек, который…)?

Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые описывают действия, экспрессию героя, переживающего эмоцию.

Например: ликование, восторг – улыбается, смеется

Если вы закрепляете знания дошкольников по уже изученной эмоции, этот вопрос можно задать, не демонстрируя иллюстрацию или экспрессивный этюд.

Задайте вопрос: «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, беспокоится, трусит (трусишка, беспокойный), многим интересуется, любит получать новые знания (любознательный), преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д.».

Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию.

Попросите ребенка вспомнить сказки, истории, мультфильмы, стихи, которых герои испытывают изучаемую эмоцию. Старшие дошкольники должны назвать конкретный эпизод действия. В отличие от занятия с детьми 3–5 лет на этот вопрос все воспитанники должны дать развернутый ответ. Заранее готовить ответы не надо.

Дошкольники не только тренируют смысловую память, но и развивают монологическую речь в форме спонтанного речетворчества. Так они научатся понимать ситуационные причины эмоций.

Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоциональной лексикой. Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает более сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт. Формы реализации этого приема могут быть разными.

Попросите детей вспомнить и рассказать, когда они испытывали изучаемую эмоцию.

Например, чему удивились? Что было интересно узнать? От чего они были в восторге? Были ли какие-то события, которые привели их в восторг? Подобное задание на общем занятии следует давать только на позитивные эмоции. Оно позволяет детям осознать личный эмоциональный опыт, познакомиться с эмоциональным опытом других детей и соединить это со словом, обозначающим эмоцию.

Кроме того, дети тренируются в монологической речи. В отличие от младших дошкольников дети 5–7 лет выполняют это задание без примера взрослого. Данное задание поможет понять эмоциональное состояние самого ребенка. Иногда ответы детей обнаруживают их скрытые качества, черты характера.

Эмоциональный словарь детей 5–7 лет по четырем базовым эмоциям, который они осваивают на занятиях

Базовая

эмоция

Оттенки

эмоции

Внешние выраженные действия человека, который сам испытывает эмоцию или вызывает ее у других

Состояния и качества  человека, который сам испытывает эмоцию или вызывает ее у других

Страх

Беспокойство, волнение, тревога, страх, ужас.

Беспокоится, тревожится, волнуется, быть (находиться) в ужасе.

Связаны с преодолением страха: смелость, смелый, решительность, решительный, храбрость, храбрый, мужественность, мужественный, отвага, отважный, бесстрашие, бесстрашный.

Интерес

Интерес.

Интересуется, с интересом наблюдает, слушает.

Любознательный, любопытство, интерес (заинтересованность).

Удивление

Удивление.

Удивлен, изумлен, поражен, (вы)таращить глаза от удивления.

Чудак, удивление, недоумение, непонимание.

Радость

Ликование, восторг.

Ликует, восторгается, улыбается, смеется, веселые глаза, хлопает в ладоши, веселится, показывает жестами: большой палей вверх (здорово, отлично, замечательно).

Весельчак, веселье,  оптимист, озорник, шутник, хохотушка, смех, добряк.

Литература:

1 «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста» Ж.В.Зигангирова.

2. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. И.Ю.Кондратенко.

3. Интернет ресурс - https://www.maam.ru/

Нравится