Мелкая моторика

Мелкая моторика 

«Что такое игры с пальчиками?».

Мелкая моторика 

 Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на  кончиках его пальцев».

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается,  когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую работу – с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В  Китае - упражнения с каменными шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и  пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу рогатую».

Методика и смысл данных игр состоит в том,  что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры хорошие помощники для подготовки руки к письму. А для того чтобы развивалась и речь, параллельно можно использовать для таких игр небольшие стишки.

  1. 1.    Упражнения на сжимание и разжимание кулаков.

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Ребенок загибает по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у него должны быть сжаты в кулачки. Повторить несколько раз.

  1. 2.    Упражнение на напряжение и расслабление пальцев.

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко - накрепко сожмем.

Ребенок сплетает пальцы, соединяет ладони и стискивает их как можно сильнее. Потом отпускает руки и слегка трясёт ими. Повторяет несколько раз.

  1. 3.    Упражнение на потягивание кистей и пальцев рук.

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки,

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Упражнение выполняется стоя (можно сидя). Ребенок сплетает пальцы, вытягивает руки ладонями вперед, а потом поднимает их вверх и тянет как можно выше.

  1. 4.    Упражнение на сгибание и разгибание всех пальцев вместе.

Кто из пальчиков ловчее?

Палку кто держать умеет?

Пальцы дружно отвечают,

Головами все качают.

Ребенок сгибает руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибает и разгибает пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

  1. 5.    Упражнение на растягивание пальцев, напряжение и расслабление кистей рук.

"Я сильней наверняка!," -

Молвит правая рука.

"Почему же? Вот и нет!", -

Ребенок сцепляет руки "в замок" и тянет в разные стороны. Повторяет четверостишие несколько раз, меняя руки местами.

  1. 6.    Упражнение для запястья.

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

Ребенок вытягивает ладони и качает запястьями вправо - влево. Повторяется несколько раз.

  1. 7.    Упражнение для ладоней.

Чтобы нам добыть огонь

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится.

Ребенок трёт ладонью о ладонь. Можно использовать карандаш (палочку), поместив ее между ладошками.

 Мелкая моторика

 Комплекс упражнений для пальцев и кистей рук:

            Это могут быть игры с водой:

Игры с водой: развивают захват и удержание предмета; согласованность действий, движение кистей рук, глазомер.

            «Поймай рыбку» – удочки на магнитах, сачки.

            «Лоцманы» –управление рукой лодочек.

            «На воздушных парусах» – дуть на парус.

            «Тонет не тонет» -  экспериментировать с различными предметами.

             «Спасатели» – доставание со дна утонувших предметов.

          «Искатели жемчуга» – собирание на дне мелких предметов.

             «Водомеры» – заливание  воды  в  различные ёмкости, с помощью воронок и без.

   «Тучка налетела» – использование брызгалок и пульвелезаторов.

Игры «Ручки радуются»:       Мелкая моторика

Подготовила материал:

учитель – дефектолог Ануфриева Е.И.

Группа «Особый ребенок - 1».

 

Нравится