«Что такое игры с пальчиками?».
Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую работу – с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае - упражнения с каменными шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу рогатую».
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры хорошие помощники для подготовки руки к письму. А для того чтобы развивалась и речь, параллельно можно использовать для таких игр небольшие стишки.
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Ребенок загибает по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у него должны быть сжаты в кулачки. Повторить несколько раз.
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко - накрепко сожмем.
Ребенок сплетает пальцы, соединяет ладони и стискивает их как можно сильнее. Потом отпускает руки и слегка трясёт ими. Повторяет несколько раз.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки,
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Упражнение выполняется стоя (можно сидя). Ребенок сплетает пальцы, вытягивает руки ладонями вперед, а потом поднимает их вверх и тянет как можно выше.
Кто из пальчиков ловчее?
Палку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают,
Головами все качают.
Ребенок сгибает руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибает и разгибает пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.
"Я сильней наверняка!," -
Молвит правая рука.
"Почему же? Вот и нет!", -
Ребенок сцепляет руки "в замок" и тянет в разные стороны. Повторяет четверостишие несколько раз, меняя руки местами.
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
Ребенок вытягивает ладони и качает запястьями вправо - влево. Повторяется несколько раз.
Чтобы нам добыть огонь
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Ребенок трёт ладонью о ладонь. Можно использовать карандаш (палочку), поместив ее между ладошками.
Комплекс упражнений для пальцев и кистей рук:
Это могут быть игры с водой:
Игры с водой: развивают захват и удержание предмета; согласованность действий, движение кистей рук, глазомер.
«Поймай рыбку» – удочки на магнитах, сачки.
«Лоцманы» –управление рукой лодочек.
«На воздушных парусах» – дуть на парус.
«Тонет не тонет» - экспериментировать с различными предметами.
«Спасатели» – доставание со дна утонувших предметов.
«Искатели жемчуга» – собирание на дне мелких предметов.
«Водомеры» – заливание воды в различные ёмкости, с помощью воронок и без.
«Тучка налетела» – использование брызгалок и пульвелезаторов.
Игры «Ручки радуются»:
Подготовила материал:
учитель – дефектолог Ануфриева Е.И.
Группа «Особый ребенок - 1».