Ничего мы не боимся!
Как часто родители жалуются на то, что их дети боятся темноты, привидений, зомби, «бабаек», боятся купаться, оставаться одни в комнате и т.д., но не знают, как помочь беспомощному маленькому человеку в преодолении страхов.
Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх.
Для коррекции имеющихся страхов у наших дошкольников, а также для профилактики повышенного уровня боязливости, тревожности, педагогом-психологом Тарасовой Юлией Николаевной проводилось несколько занятий с дошкольниками средней группы №02, старших групп №91, №92 и №93. (Данные занятия входят в Игротренинг по эмоциональному развитию дошкольников.). Для преодоления боязливости, ребята рисовали свои страхи, придумывали про них разные истории, пытались с ними поиграть.
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родители могут продолжить работу в домашних условиях, попробовать предложенные способы преодоления страхов.
Способы преодоления страха:
v Личный пример родителя (в первую очередь, папы) преодоления любого страха в детстве.
v Рисование страхов. Например, можно спросить ребенка о том, как зовут эту «страшилку», что она любит есть, что нравиться делать и как победить эту страшилку.
v Смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».
v Чтение сказок
- Чтение сказок, рассказов, страшилок: произведения Дорис Бретт «Истории про Энни» - эти рассказы позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети испытывают тоже самое. Это оказывает успокаивающее действие;
- Автор хрестоматии «Мешок со страхами и другие невероятные истории» С.П. Лавлинский утверждает, что современные дети любят читать, слушать страшные сказки, изображать страшилки и прочие пугалки;
v Играть в эмоционально насыщенные игры, например «Эмоциональные качели». Простейший пример – подбрасывание ребенка на руках: он – то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные качели можно разыгрывать с любым страшным предметом. Ребенок забегает в темную комнату, то выбегает из нее.
Превратив воспитание смелости в забавную веселую игру, родители могут помочь своему ребенку преодолеть страх, необходимо только терпение и немного времени.
Педагог-психолог высшей категории
Тарасова Юлия Николаевна