ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей

«ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

 Актуальными задачами  физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а так же профилактика и коррекция возможных нарушений. Особое значение в наше время имеют проблемы профилактики имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей, в особенности – у дошкольников. Большое внимание при этом следует уделять профилактике дефектов осанки и плоскостопия, ибо среди отклонений состояния здоровья детей их удельный вес наиболее велик.

Под плоскостопием подразумеваются патологии функций стопы, проявляющиеся в опущении ее сводов из- за ослабления мышц и растяжения связок. В связи с тем, что стопа выполняет функции опоры или фундамента тела, нарушения в ней отражаются на формировании всего детского организма, что проявляется не только снижением ее функций, но и влияет на изменение положения позвоночника и таза. В результате недоразвития связок и мышц стопы, у ребенка происходит снижение двигательной активности, что может препятствовать занятиям спортом. Главная опасность плоскостопия кроется в быстрой изнашиваемости опорно-двигательного аппарата ребенка. Если при развитии данной патологии не предпринять никаких мер, то в скором времени у дошкольника могут возникнуть серьёзные проблемы с позвоночником (сколиоз).

Плоскостопие поддаётся лечению, но только в раннем возрасте, когда детская стопа ещё не окончила своё формирование. После начала лечения шансы прекратить развитие патологии существенно возрастают. Поэтому обязательно нужно посетить врача – ортопеда. Спровоцировать плоскостопие у дошкольника могут несколько факторов. В частности, причиной данной патологии часто становится врождённая косолапость, травмы стопы, рахит, некачественная (маленькая или слишком большая) обувь, лишний вес, перенесённые инфекционные болезни (протекавшие с сильными осложнениями). На основании изложенных факторов можно сделать вывод, что плоскостопие может развиться и у здоровых детей. Зачастую плоскостопие развивается на фоне целого комплекса неправильных действий. Родители покупают ребёнку обувь низкого качества, кормят его высококалорийной пищей, что приводит к избыточному весу.

Чтобы не допустить развития плоскостопия у дошкольников, родители должны тщательно подбирать обувь. Она должна иметь жёсткий задник, каблучок не большого размера (не более 0.5 см и стельку с супинатором). Медики не рекомендуют родителям надевать на ножки ребёнка ношенную обувь (доставшуюся от старших братьев или сестёр). Она будет болтаться на ноге, что может привести к возникновению плоскостопия. Учитывая эти моменты, профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста является очень важной. С этой целью необходимо использовать средства физического воспитания в комплексе, а именно, в сочетании гигиенических и

естественно - оздоровительных факторов с физическими упражнениями.

К гигиеническим факторам следует отнести правильный подбор обуви для ребенка дошкольного возраста и надлежащий за ней уход. Рекомендуется мытье ног перед сном прохладной водой.

Природно- оздоровительные факторы профилактики плоскостопия  включают: хождение босиком в теплый период года по грунтовым дорожкам, траве, песку, гальке, хвойным иголкам,  и по искусственно созданным грунтовым дорожкам в холодный период (ящики с промытой речной галькой  100/60/15 см.); выполнение закаливающих процедур для стоп (хождение по солевой дорожке, контрастные обливания).

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста физическими упражнениями заключается в выполнении специальных комплексов упражнений, целью которых является укрепление мышц голени и стопы и формирование сводов стопы. Особенностью комплексов является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами  («Утята», «Котята» и пр.). Упражнения включают использование мячей, обручей, скакалок. К примеру, упражнение «Утята идут к реке». Исходным положением этого упражнения является положение, сидя с согнутыми ногами и руками, с упором сзади. В таком положении необходимо ходить на одном месте, при этом не отрывать от пола носки. Упражнение выполняют в течение двух недель, после чего разучивают новое.

 

Комплекс с мячом

 

1.И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2.  И.п.- то же.

Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3. И.п.- то же.

Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

4. И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками

1-2 –ногами поднять мяч и удерживать его стопами;

3-4 - И.п.

5. И.п.- то же.

1-2 –ногами поднять мяч и удерживать его стопами;

3-4- движениями стоп поворачивать мяч вправо-влево;

5-6- И.п.

6. И.п.- сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

                   Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

Подобные упражнения профилактической и коррекционной направленности воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими и в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно.

 

 

 

Список литературы 1. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрипторий, 2004. – 72 с. 2. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. – 109 с. 3. Плоскостопие у дошкольников и его профилактика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atoniya.ru/profilaktika_ploskostopiya_u_detej_ doshkolnogo_vozrasta.html

Нравится