Использование интерактивных форм

«Использование интерактивных форм и методов в работе с родителями».

Подготовила педагог-психолог

Тарасова Ю.Н.

 Использование интерактивных форм

Нестабильность общества, социальная напряжённость, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в детском саду воспитание стоит на первом месте. Эту ситуацию можно сгладить за счёт включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Ежегодно я провожу опросы родителей. Так вот результаты одного из них свидетельствуют о том, что родители готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребёнка, которому они более всего доверяют. Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Чтобы реализовать принцип партнёрства и учёта интересов семьи, требуется определённая, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей. Поэтому необходимо отдать предпочтение нетрадиционной форме как наиболее интересной и продуктивной, при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы с родителями, а только дополняя их. Я считаю, что применение интерактивных форм и методов позволит значительно углубить воздействие педагога на родителей.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка, где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Не зря говорится, что человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проигрывает в действиях, 90% того, что делает сам. Рассмотрим эти формы.

Интерактивная игра «100 ответов на одну проблему. Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

В чём же заключаются преимущества интерактивных игр?

• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

• Интерактивные игры помогают увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми.

В процессе проведения той или иной формы (будь то родительское собрание или консультация) педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом. Одним из таких методов является метод «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определённые в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

- Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

- Верхние косточки - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

- Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, указанных на схеме.

- Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Ещё один интерактивный метод – это метод «Автобусная остановка». Он учит обсуждать и анализировать проблему в малых группах. Автобусные остановки размещаются в разных углах комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.
Для работы понадобятся 6 человек , 3 пары. Каждая пара должна встать возле остановки. Предлагается тема для проработки (на нашем семинаре была предложена тема «Проблемы современных детей»). На каждой остановке расположен ватман. Задача каждой группы – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 2 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится с материалом и представляет его.

Следующая интерактивная форма - мастер – класс. Это представление опыта «Мастера» (родителя, педагога) по проблемной теме, с использованием наглядного материала. Это одна из успешных форм работы.

В нашем детском саду ее можно использовать как организацию совместной деятельности детей и родителей, а также для развития творческих способностей и укрепления связи дошкольного учреждения с семьёй. 

 Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что использование интерактивных форм работы подводит нас к определенным результатам: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, присутствует атмосфера взаимоуважения.

 

Нравится