воспитатель высшей категории Сошникова С.В.

                    Сошникова С.В.

«Межвозрастное наставничество в детском саду»

                                                                                                            

   Общение - одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Одним из средств, способствующих позитивной социализации, является организация межвозрастного общения (наставничество).  Межвозрастное общение и взаимодействие - это процесс установления контактов между детьми разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью её педагогического регулирования.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная

группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Погружение детей с ОВЗ в незнакомую среду, предъявление новых требований чужими взрослыми вызывает тревогу, и мы заметили, что случайные встречи со старшими братьями и сёстрами в пределах сада значительно улучшает эмоциональное состояние детей. Для детей с ОВЗ старшие дети более безопасны, несут детскую игровую культуру и являются привлекательными объектами для подражания и, кроме этого, присутствие рядом ребёнка из старших групп оказывает положительное влияние на эмоциональное настроение «особого» ребенка, снижает уровень тревожности.

  Общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Межвозрастное общение способствует индивидуализации личности ребёнка. Отношения между детьми разного возраста даёт им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе. Для старших объяснение другому ребёнку помогает лучше освоить знания, контроль над младшими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Детьми отрабатываются ролевые позиции, активно идёт процесс социализации, развития самостоятельности и творческих проявлений детей.

  Педагогу необходимо владеть программами обеих возрастных групп, находить эффективные формы и методы работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка, правильно распределять внимание, видеть каждого ребёнка и всех детей в целом, учитывать разный режим дня, стремиться к установлению партнёрских взаимоотношений между взрослыми и младшими участниками образовательного процесса.

Этапы межвозрастного общения и взаимодействия:

1 этап – знакомство. В данном проекте участвуют дети из компенсирующей  группы - это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и дети подготовительной к школе группы.

2  этап – хождение в гости.

3 этап – реализация совместных образовательных проектов.

Принципы реализации совместных проектов: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Время в режиме дня. В какое время может быть организовано межвозрастное общение и взаимодействие? Сравнив режим дня в группе с НОДА и подготовительной к школе группы, пришли к выводу, что межвозрастное общение и взаимодействие лучше организовать во время самостоятельной деятельности детей, а также на прогулке и во время проведения режимных моментов.

Взаимодействие старших дошкольников и детей группы НОДА было организовано по нескольким направлениям:

 Игровая деятельность - главная развивающая и тем самым привлекательная деятельность, создающая благоприятные условия для развития коммуникативных способностей ребёнка с ОВЗ, организаторами которой являются старшие ребята. Через разные виды игр мы стараемся донести до «особых» детей информацию о комфортности нашего садика, его правилах и традициях.

Театрализованная деятельность является эмоционально яркой, способствует выражению чувств, переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание. Это может быть, как полное рассказывание сказок детьми старшего возраста своим подопечным, с элементами театрализации, так и отдельные театральные этюды-образы, введение в утренник героя, роль которого исполняет ребёнок старшего дошкольного возраста.

Формирование культурно-гигиенических навыков. Старшие дети становятся незаменимыми помощниками воспитателю при индивидуальной трансляции инструкций детям с ОВЗ, например, в каком порядке одеваться на улицу.

Такой опыт взаимодействия ребёнка с ОВЗ со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние «особых» детей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, что способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывается произвольность, снимается тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности.

                                                                               

«Формирование основ сюжетно - ролевой игры

у дошкольников с ОВЗ (ДЦП)»

Игра у детей с церебральным параличом является одним из видов деятельности, в процессе которой решаются общеразвивающие и коррекционные задачи. В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем, активность и глубина восприятия, сравнение предметов по различным признакам, их группировка; формируется способность действия в воображаемой ситуации, условность действия с воображаемым предметом, с предметом – заместителем. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, осуществляется нравственное воспитание детей (навыки коллективного проведения действия, эстетические нормы и правила поведения). Игра способствует всестороннему развитию речи: расширению и обогащению словаря, развитию коммуникативной функции, познавательной и регулирующей функции речи. В процессе игры происходит формирование представлений о различном труде взрослых, воспитание положительного отношения к труду взрослых.

Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением ряда коррекционных задач, связанных с особенностями игры у детей с церебральным параличом.

Игра у большинства дошкольников с диагнозом детский церебральный паралич в спонтанных условиях не получает достаточного развития даже в том случае, если двигательные возможности для осуществления как предметно – игровых, так и бытовых действий у них достаточно сохранены. У детей может быть снижен интерес и побуждение к активному действию. В этих случаях дети могут оставаться пассивными созерцателями игры, ограничиваясь лишь речевой фиксацией того, что видят. У других детей при удовлетворительном понимании назначения игрушек, темы и сюжеты игры, активность включения в игровой процесс крайне затрудняется в связи с нарушением движения. Все это – недостаточность интереса и снижение побуждения к активному действию, нарушение движения и игнорирование имеющихся двигательных возможностей ограничивают познавательную деятельность детей, способствуют их дисгармоничному развитию и, прежде всего, преобладание вербального мышления над конкретным действием.      Поэтому обучение игре становится одной из важнейших задач в нашей группе. Важным условием развития игровой деятельности является систематическое обучение умению играть, а так же руководство играми детей в повседневной жизни.

Приступая к обучению игре, сначала, в процессе диагностики определяется уровень сформированности игровой деятельности каждого ребенка.

Особое внимание уделяется следующим разделам:

- игровые интересы и интерес к игрушкам;

- особенности игровых действий;

- сюжеты игр;

- владение ролью;

- особенности речевых высказываний;

- использование предметов – заместителей;

- взаимодействие ребенка со сверстниками;

- особенности поведения ребенка;

- самостоятельность игровой деятельности;

- длительность игры;

На основании наблюдений за игровой деятельностью каждого ребенка определяется содержание, а так же методы и приемы обучения детей игре. Обучение проводится на занятиях по игре, которые отражены в режиме дня.

Основными задачами на занятиях по игре являются:

  -  Пробуждение интереса к игре;

  -  Обучение игровым действиям;

  -  Развитие эмоциональной сферы;

   - Развитие психических процессов;

   -  Формирование функции имитирования, соотнесения, осмысления, замещения;

  -  Формирование первичных навыков коммуникаций в игре.

Главной особенностью обучения игре является структура занятия.

Первым компонентом занятия является приветствие,    основной целью которого является вызвать интерес к занятию, установить эмоциональный контакт с педагогом и сверстниками.   

 Игровыми упражнениями могут быть:

«Поздороваемся пальчиками»; «Поприветствуем друг друга обычным голосом, шепотом и громко»; «Ладошками»;

«Как здороваются друг с другом кошечки, собачки, лошадки и т.д.»;

«Поздороваемся с куклой Дашей».

 Вторым компонентом занятия является разминка.

Основная цель – собрать внимание детей и вызвать эмоционально – положительный настрой на игру.

 Третьим компонентом занятия является основная часть, которая включает организационный момент. Его целью является вызвать желание детей и интерес к деятельности, введение детей в сюжет игры, содержание которого всегда зависит от темы занятия.

«Что случилось? Заболели куклы»; «В гости приходит игрушка»;

«Строим дом».

На первых этапах обучения особое внимание уделяется формированию у детей ролевого поведения в игре. Проводится целенаправленное обучение роли (мамы, папы, врача, водителя, продавца и др.). Педагог всегда берет на себя ведущую роль и раскрывает детям ее содержание, т.е. игровые действия данной роли.

 Затем на последующих занятиях эту роль выполняет уже ребенок при непосредственном участии педагога.

Затем игра проводится детьми в самостоятельной деятельности.

Учитывая особенности развития детей, на занятиях по сюжетно – ролевой игре проводятся специальные игровые задания и упражнения, направленные на коррекцию нарушений познавательной деятельности, т.е. в сюжет игры всегда включаются разнообразные, проблемно – практические ситуации.

Особое внимание уделяется развитию наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.

Обучение проводится поэтапно:

1.На первом этапе идет работа по формированию представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение. На этом этапе показываем детям, что в большинстве действий в быту человек использует такие предметы как ложка, чашка, тарелка, кастрюля и др.  Например: «Покорми Машу», «Искупай мишку», «Напоим кукол чаем». Необходимо обобщить этот опыт, донести его до осознания каждого ребенка.

2.На втором этапе идет работа по формированию представлений об использовании вспомогательных средств, в проблемной практической ситуации. Педагог знакомит детей с различными вспомогательными средствами, со способами их использования в тех случаях, когда предмет – орудие не предусмотрен.

Например: «Достань птичке корм», т.е. подводим детей к пониманию того, что разные орудия могут служить одной и той же цели и, наоборот, одно и тоже орудие может быть использовано для достижения разных целей.

3.На третьем этапе идет работа по формированию метода проб, как основного способа решения наглядно – действенных задач.

Например, игра «Достань рыбку».

В данном случае в игре создается ситуация, при которой в поле зрения ребенка находится несколько предметов, сачок, удочка из которых нужно выбрать подходящее орудие для выполнения задания.

4.На следующем этапе ребенок учится использовать вспомогательные средства или орудия, которые необходимо найти в окружающей обстановке.

Например, чтобы достать далеко закатившуюся игрушку, надо найти орудие типа палки (сачка, лопатки, веника и т. п).

 Следующий компонент занятия – релаксация.

Основная цель, это помочь детям выйти из игрового поля, осознать выполненные игровые действия. С этой целью используются такие упражнения, как:

«Спой любимую песенку игровому персонажу»; «Танец с игрушкой»; «Отдых на полянке».    Каждое игровое занятие заканчивается ритуалом «прощание».

Дети прощаются с педагогом, друг с другом, с пожеланиями здоровья, желания встретиться в следующий раз. Здесь могут использоваться различные стихи, песенки, потешки.

Необходимо помнить, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры можно передать ему необходимые навыки, знания, понятия о жизненных правилах и человеческих ценностях, помочь понять других, адекватно оценивать свои возможности, поверить в свои силы.

 

элемент дизайнаКонсультация для родителей: «Если в семье особый ребёнок»

Роль родителей в жизни ребенка огромна, особенно если ребенок имеет ограниченные возможности. Приходя в этот мир, в семье маленький человек постоянно ощущает родительскую любовь, помощь и поддержку. Особый ребенок требует к себе пристального внимания, повышенной заботы о нем, терпения при обучении даже самым элементарным навыкам, умения понять его потребности и вовремя оказать помощь и поддержку.

Только совместный тандем родителей и специалистов может дать хороший результат в развитии особого ребенка. Опираясь на опыт, профессионал предлагает направление работы, методы, приемы, подходящие индивидуально ребенку. Роль родителей в подобной ситуации, заключается в том, что пользуясь советом специалиста, развивая любой навык требуется неоднократное его повторение, доведение до автоматизма, так же наблюдая за ребенком в обычной домашней обстановке родитель первым может заметить как желанные, так и нежелательные изменения, происходящие с ребенком.

Движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка. Вот почему необходима совместная (родители и педагоги)  систематическая работа по формированию общей и мелкой моторики рук детей.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП:

 Целью данной работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

Коррекционно-развивающую работу нужно начинать с первых недель и месяцев жизни, т. к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.

Эта работа должна проводиться ежедневно и строиться на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций и их использования.

Развитие мелкой моторики рук:

Личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости  волевых установок, эмоциональной незрелости. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое занятие надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

- собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

- нанизывание колец на тесьму;

- застегивание молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

- сортировка крышек от пластиковых бутылок;

- выкладывание узоров из крупных пуговиц;

- перебор крупы;

- шнуровка, завязывание узлов на веревке, шнурке.

Рисование пальчиком в воздухе;  рисование различными материалами на бумаге (карандашом, ручкой, мелом, восковыми мелками, пальчиковыми красками, гуашью, углем) .

 Игровая деятельность:

-игры с песком, водой, крупами;

-игры с конструктором, кубиками.

 Активизация хватательных движений:

- бросить, дать игрушку;

- положить игрушку в коробку;

- вытащить игрушку из коробки;

- покатать машину, мяч;

- покачать куклу;

- выполнить подражательные действия;

- собрать рассыпанные мелкие предметы;

- взять крупные предметы всей кистью;

- наиболее крупные предметы взять двумя руками.

 Подготовка детей к письму:

 Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный, трудоемкий процесс, который детям с ДЦП достается нелегко. При формировании навыков письма обязательно соблюдайте следующие условия:

- правильная посадка при письме;

- постановка руки;

- ориентировка на странице тетради и строке;

- правильное движение руки по строке;

- применение лекал, шаблонов, трафаретов;

- штриховка;

- графические упражнения;

- рисование в книжках-раскрасках.

Данные упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

 Обязательно соблюдайте охранительный режим, внимательно следите за позой ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени соответствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений.

 

"Лего - конструктор как средство всестороннего развития"

                                                                           детей  с ДЦП

                                                                                        Воспитатель: Сошникова С.В.

Основная цель развития конструктивной деятельности у детей с  ДЦП предполагает достижение таких результатов, при которых ребенок после выпуска из дошкольного учреждения будет  готов к дальнейшему школьному обучению.

У детей с ДЦП наблюдается такая проблема в развитии, как нарушение зрительно-моторной координации. В деятельности детей наблюдаются трудности в выполнении действий по образцу (конструктивный праксис). Отмечается недостаточная ориентировка в пространстве, а именно пространственное восприятие. В развитии кругозора и целостной картины мира ребенка отмечается недостаток знаний и представлений об объектах и явлениях окружающего мира. В общении и построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками мешающим фактором является несформированность коммуникативных навыков у детей.

Мы считаем, что для решения вышеобозначенных проблем возможно использовать инновационную и многофункциональную технологию ЛЕГО, которая не только обеспечивает реализацию основных видов деятельности детей дошкольного возраста – игровой и конструктивной, но и является средством развития конструктивной деятельности детей.

Лего-конструктор развивает мелкую моторику рук ребенка, позволяет формировать математические представления у детей и развивать математические способности, а общение со взрослым и сверстниками в процессе выполнения действий способствует увеличению пассивного и активного словарного запаса, формированию связной речи. Также взаимодействие и сотрудничество в процессе конструирования развивает социальные навыки у детей, так как во время строительства и ролевых игр им приходится вырабатывать общие правила игры. Коммуникативные умения развиваются за счет распределения обязанностей в группе, возникающих в игре дискуссий, аргументации ребенком своей точки зрения.

Примерные развивающие игры с конструктором Лего:

Лего  и впечатления из жизни

После 4 лет постройки ребенка из конструктора Лего становятся  более «узнаваемыми». Зачастую дети переносят в игры с конструктором свои недавние впечатления. Ребенок смотрел мультфильм про кота Леопольда? И вот уже две Лего-мыши делают пакости рыжему Лего-коту.

Попробуйте из конструктора Лего построить героев книжки, которую вы сейчас читаете с ребенком. Обыграйте несколько сцен из книги или придумайте свой, неожиданный поворот сюжета.

Лего–загадки

Можно загадывать Лего–загадки. Вы строите из Лего персонажа с узнаваемыми деталями или ситуацию, с которой ребенок хорошо знаком. Он должен угадать. Потом можно поменяться местами. Некоторым детям куда больше нравится загадывать загадки, чем их отгадывать.

В этом возрасте ребенок уже может начать строить по инструкции, если вы при нем несколько раз сделаете это сами. Первые инструкции можно делать для ребенка самим,  по шагам, а затем просто сфотографировав постройку с разных сторон. Это даст ребенку возможность творчески подойти к заполнению постройки внутри.

Лего–арифметика

Наверное, не будет преувеличением сказать, что игры с конструктором Лего могут заменить учебник арифметики. Строя башни и лестницы, изучаем счет. Играя в сюжетные игры, складываем, вычитаем. Из скольких кубиков будет башня, если зайчик принес три, а мишка – два кубика? По сколько яблок достанется зайке и мишке, если с яблони упало 4 яблока?

Ближе к пяти годам можно играть с ребенком в магазин. Деньгами будут кубики Лего. Для начала можно условиться, что каждая деталь стоит единицу. Потом можно договориться, что каждая деталь стоит столько, сколько выступов на ней.

Использование одновременно «мелкого» и «крупного» Лего дает играм разнообразие и подводит ребенка к понятию подобия.

Лего-кубики и чтение

На грани кубиков можно наклеить буквы или слоги и составлять слова. С этими словами можно много чего придумать. Их можно «дарить» игрушкам или возить на поезде и т.д.

Лего – змейка

Отличное упражнение на развитие зрительно-моторной координации: на длинном рулоне бумаги расставьте предметы типа кубиков или кирпичиков лего и попросите ребенка нарисовать змейку между ними так, чтобы не задеть. Задание можно выполнять как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности (предметы приклеить).

Игры с конструктором не должны быть скучными, добавляйте в них «новые ингредиенты» и свою фантазию. В семьях, где мама и папа фантазируют и придумывают на ходу, ребенок учится играть и жить с легкостью.

Легкого и творческого вам конструирования!

 

Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей

с ДЦП

 

                                                                             Воспитатель: Сошникова С.В.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

У детей с детским церебральным параличом ведущими нарушениями являются двигательные и сенсорные расстройства. Имеющиеся у детей с ДЦП нарушения мелкой моторики рук, тонуса их мышц, насильственные движения, моторная неловкость затрудняют приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания.

Весьма важной задачей для педагогов и родителей детей с ДЦП является развитие мелкой моторики. Когда мы употребляем термин «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

Важная часть работы по развитию мелкой моторики рук – пальчиковые игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.  В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук.

На большой эффект нельзя рассчитывать быстро, однако реализуя подходы к развитию мелкой моторики грамотно, внимательно и щепетильно, можно значительно ускорить оздоровительный процесс. Для этого нужно: подходить к занятиям творчески, превращая их в систематичный, наглядный и активный процесс с индивидуальным подходом и регулярным постоянством; использовать эстетически привлекательные материалы и методы художественного слова – стихи и загадки, скороговорки  и прибаутки, а также обязательно задействовать поощрительные меры за самые крохотные успехи; превратить упражнения не в рутинный труд, а сделать их маленьким праздником – с приятными моментами, улыбками и шутками над неудачами; тщательно следить за сменой позы ребенка, мышечным расслаблением и сведением к минимуму движений через силу, поддерживая комфортный темп работы; обеспечить длительность процедур с их многократным повторением и постепенным усложнением.

Пальчиковая игра – это массаж пальчиков. Здесь происходит поглаживание кисти рук; растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка; массаж среднего – на кишечник; массаж безымянного – на печень и почки, массаж мизинца – на сердце. Под каждый прием можно выбрать потешку:

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай.

 

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти - вырастай

Ума – разума нам дай.

 

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас.

 

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

 

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький.

Упражнения – пальчиковые игры с детьми нужно проводить ежедневно, 2-3 раза в день в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой.  Существует огромное количество пальчиковых игр. Вот некоторые упражнения, которые можно применять, играя со своим ребенком: 

  «Здравствуйте!

Упражнение заключается в приветствии пальчиков обеих рук. Касания пальчиков выполняются поочередно со словами «Здравствуй, дружочек!». Здороваться, то есть касаться пальчиков, нужно по 2-3 раза.

 «Бег»

Указательные и средние пальцы обеих рук быстро барабанят по столу, имитируя бег, со словами: «Мы бежали, мы бежали, мы устали и полежали». На последних словах пальцы ровно кладутся на стол, отдыхают.

«Очки»

Округленные ладошки сжимаются в виде колечка и приставляются к глазам: «Мы сжимаем кулачки, получаются очки».

  «Качели»

Руки сжаты в замок. Пальцы рук поочередно поднимаются и опускаются — качаются качели со словами «Вверх, вниз».

  «Деревья»

Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Пальчиковый бассейн»

Одним из помощников для развития мелкой детей является так называемый «пальчиковый бассейн». Он представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой в 6-8 см. Можно использовать и пластмассовые тазики, ванночки, контейнеры. Кроме сыпучих веществ, для оборудования «пальчиковых бассейнов» применяют шарики, гладкие камешки, мелкие игрушки… 

Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние нервной системы.  Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений.

Игры в «пальчиковом бассейне» можно успешно сочетать с речью. Вот некоторые из них:

Упражнение «Стираем платочки»

Мама и дочка стирали платочки

Вот так, вот так.

(движение раскрытой ладонью по дну «бассейна» в направлениях: вперёд, назад, пальцы разведены).

Упражнение «Пальчики побежали»

Опора руки на дно «бассейна», кисть руки поднята; взрослый отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует своей рукой, организуя, таким образом, растяжку и мышечное напряжение. Взрослый побуждает ребёнка, перебирая пальчиками, двигаться по столу.

Упражнение «Пальчики разбежались»

Ребёнок опускает руку в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно двигает и раскрывает пальцы. Если ребёнок испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребёнка.

Упражнение «Повар»

Варим, варим, варим щи

Щи у Вовы хороши!

(круговые движения кистью в «бассейне»  по часовой стрелке и против часовой стрелки).

Таким образом, очень много усилий придется прикладывать ежедневно, не останавливаясь ни на секунду. Но поверьте, Ваши стремления не пройдут даром: развитие мелкой моторики рук трудно переоценить. Остается только пожелать родителям и их деткам  неиссякаемого оптимизма, веры в себя и собственные силы!

 Игра-занятие «Кукла Маша заболела» с детьми группы «Особый ребенок-2».>>>>>>>PDF

Нравится