Возможности использования
лэпбук-технологии в образовательном процессе в условиях инклюзии.
Метинол М.А., воспитатель
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях, введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ, обусловливают необходимость оптимизации подходов к организации образовательного процесса, направленного на всестороннюю социальную адаптацию данной категории обучающихся. Обучение детей с разными образовательными потребностями в рамках одного учреждения, группы, требует от педагога владения современными педагогическими технологиями, наличия широкого спектра дидактических средств, методик, позволяющих эффективно решать поставленные задачи.
Педагогу, работающему в такой группе, где одновременно обучаются дети с нормальным развитием и дети с ОВЗ ежедневно приходится решать непростые задачи создания специальных условий организации образовательной деятельности. Интересные возможности для решения поставленных задачи открывает лэпбук-технология.
Лэпбук (lapbook) дословном переводе с английского языка означает
«книга на коленях», или тематическая папка, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков по избранной теме, а также интересные игры и задания.
Выявленные преимущества, позволяют предположить целесообразность применения технологии лэпбук в практике инклюзивного образования в условиях группы общеобразовательной направленности. Тем более, что работа с лэпбуком отвечает основным требованиям ФГОС НОО для детей с УО по созданию условий для обеспечения таких особых образовательных потребностей, как: доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования, действенный характер содержания образования, использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и др. Применение лэпбука согласуется с требованиями стандарта по обеспечению деятельностного и дифференцированного подходов, разнообразия организационных форм образовательного процесса
Большинство разработанных педагогам и тематических папок включают задания на развитие логических операций: анализ, классификация и обобщение понятий, развитие речи, формирование практических умений.
Апробация интерактивных папок в учебном процессе доказала целесообразность их применения в качестве дидактического средства и наглядного метода обучения в индивидуальной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также вызвала интерес у воспитанников с нормальным, в соответствии с возрастом, развитием.
Безусловно, лэпбук - технология имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику инклюзивного образования.
А сейчас мы бы хотели представить Вам на практике использование лэпбук – технологии.