• Титульный

    Добро пожаловать на наш официальный сайт

Главное меню

Государственная итоговая аттестация

***

Развивайка

Безопасное лето

Укрепление общественного здоровья

Укрепление общественного здоровья

Инклюзивное образование

инклюзивное образование

ЛЕКОТЕКА «Радуга надежды»

лекотека радуга надежды

Муниципальная инновационная площадка

Городские проекты

Здоровое питание - здоровые дети

"Культурный гражданин"

Федеральная инновационная площадка

единый телефон доверия

Материалы Регионально-инновационной площадки

Книга памяти: Дети войны

О круглосуточной телефонной линии «Ребенок в опасности»

телефонная линия "Ребенок в опасности"

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Логопед в детском саду

Консультация для педагогов на тему:

«Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет»

 

                                                   Подготовила: Егорова Л. Н.,

                                 учитель-логопед,

                                                                  высшей квалификационной категории.

 20.04.2021 

Эмоциональная речь выражает чувства, настроения и переживания человека. Неумение при помощи слов, мимики и жестов выразить свои чувства, вызывает затруднения в общении ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми. Для нормального общения ребенку необходимо быть уверенным в том, что он будет правильно понят и воспринят. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемой, при понимании и выражении своего эмоционального состояния. И в этом им могут помочь педагоги формируя и развивая эмоциональный словарь у детей через игры, задания, решения проблемных ситуаций.

Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и постепенно усложнять задания.

Развивать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет необходимо с учетом тех знаний и навыков, которые были сформированы ранее.

В чем особенности работы со старшими дошкольниками?

Чтобы расширять эмоциональную лексику старших дошкольников, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции: интерес, удивление, страх.

Для шести базовых эмоций дети данного возраста усваивают более сложные слова: «восторг», «ликование», «оптимист», «любознательный», «чудак».

На занятиях следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности. Для этого воспитатель просит детей давать на вопросы развернутые и обоснованные ответы. Важно, чтобы ребенок мог понятно и подробно рассказать о собственном эмоциональном опыте, произнести перед сверстниками выразительный монолог. При этом педагог обращает внимание на то, чтобы дошкольники использовали все средства экспрессии. Некоторые элементы занятия с детьми 5–7 лет повторяются, но усложняются. При этом необходимо вводить новые.

Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет

Познакомить детей с историей (текстом или мультфильмом), в которой герои испытывают эмоции, понятные старшим дошкольникам: интерес, удивление, страх. Можно обратиться к историям, в которых герои испытывают уже знакомые детям эмоции: радость, грусть, злость. При этом воспитатель должен активизировать более сложную лексику этих эмоций. Например, слова «ликование», «весельчак» для базовой эмоции радость.

Задайте вопрос: «Что почувствовал персонаж, когда…?» Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций. Например: страх, беспокойство, волнение, тревога, ужас. Детям 3–5 лет воспитатель задавал подобный вопрос в другой форме: «Какое настроение стало у героя, когда...?»

Спросите: «Как вы думаете, песонаж…очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился и т. д.)?" В данном случае любые ответы детей правильные.

После этого спросите: «Какими словами можно выразить, что герой очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился)?" Внимательно выслушайте ответы детей, повторите их, добавьте свои варианты. Когда дети отвечают на эти вопросы, они начинают понимать оттенки эмоций, расширяют свой эмоциональный словарь. Например: герой сильно удивлен – поражен, ошарашен.

- Гномик очень-очень боится или чуть – чуть? (Любые варианты ответов детей).

- Как можно сказать что гномик боится? (Он в ужасе).

- Как можно сказать, что он чуть-чуть боится? (Он беспокоится, тревожится, волнуется.)

- Как можно сказать, что он очень-очень обрадован? (Он ликует, в восторге.)

Обратите внимание детей на экспрессию, действия персонажей в эмоциональной ситуации. Если вы изучаете с детьми новую эмоцию, используйте те же методические приемы, что и в работе с младшими дошкольниками. Например, предложите разыграть экспрессивный этюд. В каждом этюде должны участвовать не менее 2–3 воспитанников.

Примерные вопросы:

- Кто может показать, как он с интересом наблюдает за детьми, выполняющими задание?

- Кто может показать, как он с интересом слушает рассказ воспитателя?

Задайте вопрос: «Как выглядит и что делает человек, который…)?

Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые описывают действия, экспрессию героя, переживающего эмоцию.

Например: ликование, восторг – улыбается, смеется

Если вы закрепляете знания дошкольников по уже изученной эмоции, этот вопрос можно задать, не демонстрируя иллюстрацию или экспрессивный этюд.

Задайте вопрос: «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, беспокоится, трусит (трусишка, беспокойный), многим интересуется, любит получать новые знания (любознательный), преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д.».

Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию.

Попросите ребенка вспомнить сказки, истории, мультфильмы, стихи, которых герои испытывают изучаемую эмоцию. Старшие дошкольники должны назвать конкретный эпизод действия. В отличие от занятия с детьми 3–5 лет на этот вопрос все воспитанники должны дать развернутый ответ. Заранее готовить ответы не надо.

Дошкольники не только тренируют смысловую память, но и развивают монологическую речь в форме спонтанного речетворчества. Так они научатся понимать ситуационные причины эмоций.

Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоциональной лексикой. Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает более сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт. Формы реализации этого приема могут быть разными.

Попросите детей вспомнить и рассказать, когда они испытывали изучаемую эмоцию.

Например, чему удивились? Что было интересно узнать? От чего они были в восторге? Были ли какие-то события, которые привели их в восторг? Подобное задание на общем занятии следует давать только на позитивные эмоции. Оно позволяет детям осознать личный эмоциональный опыт, познакомиться с эмоциональным опытом других детей и соединить это со словом, обозначающим эмоцию.

Кроме того, дети тренируются в монологической речи. В отличие от младших дошкольников дети 5–7 лет выполняют это задание без примера взрослого. Данное задание поможет понять эмоциональное состояние самого ребенка. Иногда ответы детей обнаруживают их скрытые качества, черты характера.

Эмоциональный словарь детей 5–7 лет по четырем базовым эмоциям, который они осваивают на занятиях

Базовая

эмоция

Оттенки

эмоции

Внешние выраженные действия человека, который сам испытывает эмоцию или вызывает ее у других

Состояния и качества  человека, который сам испытывает эмоцию или вызывает ее у других

Страх

Беспокойство, волнение, тревога, страх, ужас.

Беспокоится, тревожится, волнуется, быть (находиться) в ужасе.

Связаны с преодолением страха: смелость, смелый, решительность, решительный, храбрость, храбрый, мужественность, мужественный, отвага, отважный, бесстрашие, бесстрашный.

Интерес

Интерес.

Интересуется, с интересом наблюдает, слушает.

Любознательный, любопытство, интерес (заинтересованность).

Удивление

Удивление.

Удивлен, изумлен, поражен, (вы)таращить глаза от удивления.

Чудак, удивление, недоумение, непонимание.

Радость

Ликование, восторг.

Ликует, восторгается, улыбается, смеется, веселые глаза, хлопает в ладоши, веселится, показывает жестами: большой палей вверх (здорово, отлично, замечательно).

Весельчак, веселье,  оптимист, озорник, шутник, хохотушка, смех, добряк.

 

Литература:

1 «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста» Ж.В.Зигангирова.

2. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. И.Ю.Кондратенко.

3. Интернет ресурс - https://www.maam.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

элемент дизайнаЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

        Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

На своих занятиях я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Артикуляционная гимнастика

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы. Систематическое выполнение артикуляционных упражнений позволяет выработать у ребенка полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков, улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

  • Пальчиковые игры Е.С. Железновой предназначены для малышей от 2 до 5 лет. Все игры сопровождаются забавными стежками и песенками. Играя, в пальчиковые игры, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность. А так же подражательность движений.

Персонажи пальчиковых игр Е.С.  Железновой – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с раннего детства. Они учат малыша счету, помогаю лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право.

С некоторыми играми, в которых требуется действовать пальчиками поочередно, например, «Два толстых поросенка», «Два рыжих таракана», самостоятельно справятся дети 4 – 5 лет.

Стишки для пальчиковых игр следует произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, а движения выполняйте синхронно с текстом.

  • Серия «Музыкальные обучалочки» Е.С. Железновой включает в себя логопедические распевки, логоритмические упражнения, коммуникативные игры с песенками, которые способствуют развитию у ребенка артикуляционного аппарата, лицевых мышц, пропевтики, а так же автоматизация и дифференциация звуков.
    • «Су-Джок» терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

На своих занятиях я применяю Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Достоинствами Су-Джок терапии являются:

- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

- универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

- простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. 

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

  • Методика А.Н. Стрельниковой направлена на развитие всех частей тела, начиная с головы и кончая ногами, и  внутренний массаж практически всех органов. Дыхательная гимнастика Стрельниковой универсальна: ее можно делать стоя, сидя, а в тяжелом состоянии даже лежа, детям от 3-4 лет и пожилым людям, которым далеко за 80. Ее можно выполнять вместе с детьми. Ребенку она поможет расти более здоровым и правильно развиваться. Избавиться от насморка, бронхита и бронхиальной астмы, невроза и многих других болезней. Поможет в формировании правильного речевого дыхания, способствует укреплению всего организма в целом. В идеальном варианте гимнастику нужно выполнять 2 раза в день. Утром-до завтрака или через час-полтора после него и вечером перед ужином.

Мы подобрали комплекс упражнений доступный для детей дошкольного возраста: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечики» (см. приложение).

  • Технология «Пробка» берет начало у Козляникова И.П. «Произношение и дикция» и Морозова В.П. «Тайны вокальной речи».

Задачи которые решает данная технология коррекционного обучения детей с ОВЗ:

-развитие слухового и зрительного внимания;

-развитие понимания речи;

-развитие фонематического восприятия и воспроизведения;

-развитие произносительной стороны речи;

-развитие просодической стороны речи:

-развитие координации речи с движениями;

-развитие темпа и ритма речи.

  • Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

Эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи, их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи, при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

Проводимая работа учителя-логопеда с детьми показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

• Способствует повышению речевой активности;

• Развивает речевые умения и навыки;

• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

• Активизирует познавательный интерес;

• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

 

Учитель-логопед

Егорова Лилия Николаевна

 

 

           элемент дизайнаЗанимаемся,

                                            играем, 

                                                          разучиваем!

Зима

Моя семья

Овощи

Хлеб всему голова

Части тела

 

ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ

  

Предисловие для родителей


Дивишься драгоценности нашего зыка:
что ни звук, то и подарок:
все зернисто, крупно, как сам жемчуг,
и, право, иное название еще
драгоценней самой вещи.
Гоголь Н. В.

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом и их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по коррекции звукопроизношения. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
В нашем детском саду логопедические занятия проводятся не только с детьми у которых нарушена звуковая сторона речи, но и с детьми с особыми возможностями здоровья.
Логопедические занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме.

Индивидуальное занятие

Логопед в детском саду    Логопед в детском саду


Подгрупповое занятие

  Логопед в детском саду  

Пальчиковая игра «Семья» с интерактивным сопровождением


Групповое занятие

  Логопед в детском саду  

Музыкальная пальчиковая игра «Бабушка Маруся»

 

На занятиях логопед формирует и развивает у детей целенаправленную воздушную струю и силу воздушной струи

Логопед в детском саду   Логопед в детском саду

                          Упражнение «Сдуй снежинку»                                            Упражнение «Волшебная птичка»


Особое внимание на занятиях учитель-логопед уделяет развитию мелкой моторики и ручной умелости у детей

Логопед в детском саду   Логопед в детском саду

              Игра «Выложи узор по контору рисунка»                                 Упражнения с «мячиком-ежиком»


И конечно, проводится артикуляционная гимнастика, работа по коррекции звукопроизношения, формирование и развитие всех компонентов устной речи у детей.

 

Роль сказки в речевом развитии детей с особыми возможностями здоровья.

Сказка - элемент устного народного творчества. Это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным, что добро всегда побеждает зло. 

 Логопед в детском саду

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости и сопереживаем любимым героям.

Сказка - это чудо! Как правило, сказка заканчивается счастливо.

Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.

Логопед в детском саду

В нашей группе «Особый ребенок-1» большая коллекция сказок для разного возраста детей. Читая детям сказки, воспитатели и специалисты группы не только погружают ребенка в мир волшебства и приключений, но активизируют речь детей, побуждают их к звукоподражанию, проговариванию слов и словосочетаний вместе с педагогом и самостоятельно, а так же, к пересказу отрывков и небольших по объему сказок. И конечно обогащают пассивный и активный словарь детей.

элемент дизайна

Нашим детям очень нравятся «говорящие» сказки. Это книги, в которых записаны звуки животных и птиц, а так же диалоги героев сказки. Дети слушают голоса и повторяют их самостоятельно. Так же сказки интересны и не говорящим детям. Они с большим удовольствием слушают сказки, рассматривают красочные иллюстрации и отвечают на вопросы педагога, показывая ответы на картинках. У таких детей через сказки формируется понимание речи и грамматических категорий.

Логопед в детском саду   Логопед в детском саду

Говорящие сказки В. Сутеева

  Сказки о животных
 Логопед в детском саду   Логопед в детском саду 
 Сказки для самых маленьких на звукоподражание                 Сказки с интересными иллюстрациями 

Логопед в детском саду

Любимые сказки

Но сказки не ограничиваются только книгами. Существуют различные настольные игры, лото и вкладыши по сюжету любимых сказок, а также различные виды театра. Весь этот материал доступен детям нашей группы.

Логопед в детском саду   Логопед в детском саду

Игра-вкладыши по русской народной сказке «Репка»
(младший возраст)

 

Лото по сказке «Три медведя». Воспитатель Пустынникова Ирина Леонидовна
(старший возраст)

Дети могут самостоятельно или с помощью взрослого выбрать для себя игру. Ребята старшего возраста с удовольствием самостоятельно играют в настольный театр, рассказывают и показывают сказки деткам группы и педагогам.

Логопед в детском саду   Логопед в детском саду
Пальчиковый театр «Репка»  

Кукольно-пальчиковый театр «Курочка Ряба»
(младший возраст)

Логопед в детском саду  

Логопед в детском саду

Кукольно-пальчиковый театр «Курочка Ряба»                       воспитатель Пустынникова Ирина Леонидовна

  Театр-варежка по сказке «Репка»

Логопед в детском саду

  Логопед в детском саду
Театр-варежка по сказке «Репка»                                         Настольный театр «Теремок»

В процессе инсценировки любимой сказки у детей развивается монологическая и диалогическая речь. Не говорящие детки так же принимают участие в инсценировках различных видах театра. Они самостоятельно или с помощью педагога выбирают персонажа сказки и выполняют определенные действия характерные данному персонажу.

 Логопед в детском саду

 

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Читайте своим детям сказки, играйте со своими детьми в сказки.

 

ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ

Артикуляционная гимнастика

Приключения Язычка. Часть I

Сказка «Зоопарк»

 

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Логопедические упражнения рекомендуемые в данном приложении разработаны Косиновой Е.М.

 

v   Занятия артикуляционной гимнастики следует проводить

Ежедневно в течение 5-7 минут.

v   Гимнастика проводится сидя на стуле перед зеркалом. Плечевой пояс должен быть расслаблен.

v   Каждое упражнение начинается с улыбки (она расслабляет органы артикуляционного аппарата). После выполнения упражнения напоминай те ребенку о сглатывании слюны.

v   Движения нужно выполнять неторопливо, ритмично, четко.

v   Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с действием ребенка.

v   Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

v   Главным требованием является выработка умения удерживать нужную артикуляционную позу в течение определенного времени, под счет от 1 до 5, 10.

v   Помните: гимнастика не должна надоедать ребенку. Следите, чтобы малыш не уставал от неё. Проводите её в игровой форме.

Не забывайте хвалить ребенка после каждой артикуляционной гимнастики

 Играем с детьми

 БЕГЕМОТИКИ

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

     Рот пошире открываем,Играем с детьми

          В бегемотиков играем:

          Широко раскроем ротик,

          Как голодный бегемотик.

          Закрывать его нельзя,                                                             

          До пяти считаю я.

          А потом закроем рот

          Отдыхает бегемот,

                      О. Хинн

 

ЛЯГУШКИ

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Вы сейчас тяните губки –Тянем губы прямо к ушкам.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

Играем с детьми

Играем с детьми

 СЛОН

1. Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же... слон! Давай покажем, какой у слона хобот!

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

2. Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка.

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Играем с детьми   Играем с детьми


ЗМЕЯ

Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это... змея. Давай изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

  Логопед в детском саду

  ЛОШАДКА

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий

  Играем с детьми

 

РАСЧЁСКА

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска.

А зовут меня... (расчёска).

  Играем с детьми   Играем с детьми

 ЧАСИКИ

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

  Играем с детьми   Играем с детьми

 ШАРИКИ

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щёку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

 

Я надул воздушный шарик

Укусил его комарик.                                                    

Лопнул шарик.

Не беда Новый шар надую я.

«До свидания, зоопарк!»

 - сказал Язычок и пошёл домой.

  Играем с детьми

  

Сказка ЗООПАРК

Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычок увидел сначала? А потом? Ты помнишь, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: лягушек или бегемотика? На рисунке есть животные и предметы, которых Язычок не видел. Покажи их.

А теперь попробуй рассказать и изобразить, кого видел и что делал Язычок в зоопарке.

Указание для взрослых: вы должны следить, чтобы ребёнок выполнял упражнения правильно и чётко, вначале - подсчёт

взрослого.

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

Приключения Язычка. Часть II

Сказка «Весёлая семейка»

 

 

Сказка ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА

1.        Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

2.        Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то клеевому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

3.        После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку,

затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

 Играем с детьми  

ЁЖИК, ЦВЕТЫ

1.  Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

2.  Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Описание упражнения: вдох через нос - «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

  

У меня в иголках шёрстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

Я - колючий серый ёж!

  Играем с детьми

                                                                              ФУТБОЛ

1.  Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол.

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

2.  Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох - через нос, выдох - через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

Во дворе народ толпится.

Там идёт футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Потому что наблюдает

За игрою из окна Катерина.

Всякий знает: Генке нравится она.

  Играем с детьми   Играем с детьми

 

 

КАЧЕЛИ

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулис

  Играем с детьми

 

ИНДЮК

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была...

 

Я - индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

  Играем с детьми   Играем с детьми

 

МЕСИМ ТЕСТО

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

            О. Хинн

  Играем с детьми   Играем с детьми

БЛИНЧИКИ

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

                  О. Хинн

  Играем с детьми   Играем с детьми

 

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

1.  Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

2.   Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 разИграем с детьми

ЧАШКА

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

  Играем с детьми   Играем с детьми

 

ЧИСТИМ ЗУБКИ

1. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!». Перед сном Язычок пошёл умываться и... правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

2.  После того как Язычок почистил зубки, он принял ся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта. Умылся Язычок и пошёл спать.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

  Играем с детьми   Играем с детьми

    

Артикуляционная гимнастика

Приключения Язычка. Часть III

Сказка «Лягушка и слоненок»

        

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник.

Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5-6 раз.

Раз - лягушка с толстым брюшком,

Два - большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив её в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

Н. Тегипко

  Играем с детьми   Играем с детьми

 

КИСКА СЕРДИТСЯ

1.  У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку.

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

2.   Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска

Не подходите близко!

  Играем с детьми   Играем с детьми

 

  

ПАРУС

Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Лодочка под парусом

по реке плывёт,

На прогулку лодочка

малышей везёт.

  Играем с детьми   Играем с детьми

  

МАЛЯР

Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Н. Тегипко

  Играем с детьми   Играем с детьми

ГРИБ

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

 

Под берёзой,

у дорожки

Гриб растёт

на толстой ножке.

Мимо мы пройти

не сможем,

Гриб в лукошко

мы положим.

  Играем с детьми   Играем с детьми

 

ДЯТЕЛ

1. Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх - а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Потом дятел стал стучать по-другому: «Д-дд, Д-дд... (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.

2.  А потом вот так: «дд-Д, дд-Д...». Выполнять 10-15 секунд.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздаётся громкий звук.

  Играем с детьми   Играем с детьми

 

 

КОМАРИК

Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

Прилетает по ночам,

Не даёт заснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьётся,

Только в руки не даётся

  Играем с детьми

.

 ГАРМОШКА

Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотриупражнение «Гриб» нас. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

  Играем с детьми

 

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Напишите жалобу на открытых страницах в социальных сетях

Наденьте маску - защитите себя от коронавируса

Навигатор

кнопка для перехода ВКОНТАКТе

Автобанеры

Единый консультационный день

Независимая оценка качества

Опрос о качестве условий осуществления образовательнрой деятельности

картинка к опросу

Банер ФБУЗ Центр гигиенического образования населения



Вакцинация школьников против гриппа

Контактная информация

Контактная информацияМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 197 «Радуга» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445057, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, 35 , МБУ детский сад № 197 «Радуга»
Тел. 8(8482)34-88-09
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №197 «Радуга» городского округа Тольятти (ИНН 6321073587), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». 

Персональные данные работников на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с Политикой конфиденциальности>>>>>