Государственная итоговая аттестация
***
Психолого-педагогическое сопровождение
Городские проекты
Здоровое питание - здоровые дети
"Культурный гражданин"
Федеральная инновационная площадка
Родителям на заметку
Материалы Регионально-инновационной площадки
Ранняя профессиональная ориентация воспитанников
Нормативно-правовые акты и организационно-методические материалы
Программа ранней профессиональной ориентации (профессионального сопровождения воспитанников) воспитанников по ознакомлению с миром труда и профессий
Технологии профессиональной ориентации (сопровождения профессионального самоопределения)
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста
- Категория: Консультации
- Обновлено 16.10.2015 10:32
- Создано 10.06.2015 18:33
- Автор: администратор сайта д.с.197
- Просмотров: 3163
«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Составила воспитатель высшей квалификационной категории:
Давыдова Н.В.
Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Но следует знать и том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Память — это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении ранее воспринятого.
Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания невозможно восприятие. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.
Запомнить что-то — значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация — это временная нервная связь. Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.
Выделяют три вида памяти:
- наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.;
- словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
- эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.
Дошкольное детство — особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, красивое, привлекающее внимание.
Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, деревьям, цветам и т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т.д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь».
Приведу пример из книги В. Вересаевой «Рассказы о детях» про девочку Таню. Она рассказывала сказку о ворах. Таня говорит: «Были воры. Они ели листья, и еще они ели сливы с косточками.». «Причем листья и косточки?» - спрашивает писатель. А затем сам дает ответ: «Вор — воплощение всего злого и недозволенного. А Тане строго запрещалось жевать листья и есть сливы с косточками». Отождествление по случайному признаку далеких друг от друга предметов ведет к таким ошибкам памяти.
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство — это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклониться от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.
Дошкольный период — эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания - это главное достижение дошкольного периода. Произвольная память проявляется в ситуации, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.
Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т.д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки.
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Мы предлагаем вам задания, игры, упражнения на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста. Напоминаем, что продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста не должна превышать 20-25 минут.
Игры и упражнения на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
«Запомни картинки».
Цель: развивать зрительную память у ребёнка.
Вариант 1.
Ход игры: ребёнку предлагают 10 карточек-картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребёнок должен рассмотреть эти предметы в течение 2 минут. Затем карточки убирают, а ребёнка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Для проведения игры можно порекомендовать картинки, на которых изображены: перо, дерево, ветка, капуста, гриб, гора, замок, книга, пчела, яблоко.
Вариант 2.
Задание: предложите ребёнку внимательно посмотреть на картинки, постараться запомнить, в каком порядке они расположены. Затем картинки нужно перевернуть и перемешать, а потом попросить ребенка разложить картинки по порядку.
Можно использовать следующие картинки: мяч, щенок, книги, воздушные шарики, ведро, топор, цветок, ель, корабль.
«Бусы».
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: предложите ребёнку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.
Вариант 1.
«Нарисуй по памяти картинку».
Цель: развивать зрительную память и внимание. Задание: предложить ребёнку нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 5 секунд показывал взрослый.
«Слушаем и рисуем».
Цель: развивать слуховую память и внимание.
Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Рук первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
По просьбе ребёнка можно прочитать рассказ ещё раз.
«Выполни движения».
Цель: развивать внимание, зрительную и двигательную память.
Ход игры: ведущий показывает несколько действий, не называя их.
Задание: ребенку надо повторить действия в той последовательности, в которой они были показаны.
Вариант:
1. руки поднять вверх;
2. сделать хлопок над головой;
3. руки развести в стороны;
4. сделать вращательное движение руками;
5. руки опустить вниз.
Эту игру можно организовать и провести иначе, сочетая показ упражнений с названием движения. В этом случае мы развиваем слуховую, зрительную и двигательную память.
«Учим загадки».
Цель: развивать слуховую память.
Задание 1: прочитать ребёнку загадку.
Хоть не шляпа,
А с полями.
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
Задание 2: попросите ребёнка отгадать загадку. Пусть он расскажет всё, что знает о книге.
Автобанеры
Независимая оценка качества
Актуально
Автобанер право 2
Национальный проект "Образование"
Правила дорожного движения для малышей
Вакцинация школьников против гриппа
Контактная информация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 197 «Радуга» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445057, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, 35 , МБУ детский сад № 197 «Радуга»
Тел. 8(8482)34-88-09
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.