• Титульный

    Добро пожаловать на наш официальный сайт

Главное меню

Государственная итоговая аттестация

***

Развивайка

Безопасное лето

Управленческий портфель

Укрепление общественного здоровья

Укрепление общественного здоровья

Инклюзивное образование

инклюзивное образование

ЛЕКОТЕКА «Радуга надежды»

лекотека радуга надежды

Муниципальная инновационная площадка

Городские проекты

Здоровое питание - здоровые дети

"Культурный гражданин"

Федеральная инновационная площадка

единый телефон доверия

Материалы Регионально-инновационной площадки

Книга памяти: Дети войны

О круглосуточной телефонной линии «Ребенок в опасности»

телефонная линия "Ребенок в опасности"

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Воспитатель Иноземцева И.Ю.

Консультация для родителей

«Речь детей раннего возраста»

 

Составила:

воспитатель Иноземцева Ирина Юрьевна

 

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Какие факторы влияют на развитие речи

Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения;

Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Нормы развития речи у детей раннего возраста

1,5 года. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге.

2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам;

3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

 

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.

Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых. Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов.

Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).

Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.

Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов). Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.

Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:

 - Формировать умение детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу), составлять простые предложения по картинке, пересказывать знакомые сказки, рассказы; - разучивать с детьми простые стихотворения; - вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.

В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.

Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия. Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо формировать умение детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.

 

Сюжетные физкультурные занятия как форма организации двигательной активности дошкольников младшего дошкольного возраста

Составила: воспитатель Иноземцева И.Ю.

В системе физического воспитания в детских дошкольных учреждениях используются следующие основные организационные виды двигательной деятельности детей:

 - образовательная деятельность – физкультурные занятия;

 - физкультурно–оздоровительная деятельность в режиме дня – утренняя гимнастика, физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней);

 - активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья;

 - самостоятельная двигательная деятельность детей.

Основным видом образовательной деятельности являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено возрастными особенностями развития детей, требованиями образовательной программы, санитарных норм и правил.

Для осуществления программы по физической культуре выделяются различные типы физкультурных занятий:

 

1. Традиционный: обучающий, смешанный, и вариативный характер.

Обучающий характер - ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т.д.)

• Смешанный:разучивание новых и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала

• Вариативный:основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах)

2. Игровой: на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов

3. Сюжетно-игровой: содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Зоопарк»)

4. Тренировочный: направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

5. С использованием тренажеров и спортивных комплексов: включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка- цель: научить детей самостоятельно пользоваться тренажерами, пользоваться приемами самостраховки.

6. Ритмическая гимнастика: под музыку с включением ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений, хорошо освоенных детьми.

7. Занятие по интересам: развитие двигательных умений и навыков, творчества детей.

1 зона: мячи разных типов и размеров: набивные (весом 0,5 кг), массажные, теннисные.

2 зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли.

3 зона: полоса препятствий (гимнастическая скамья, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты)

4 зона: тренажеры разных типов: «Велосипед», «Бегущая дорожка», диск «Здоровье».

5 зона: комплекс для спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, мяч баскетбольный).

Через 5-6 минут смена с детьми двигательной зоны. В течении занятия дети проходят все двигательные зоны.

8. Тематический: посвящено одному виду физических упражнений (лыжи, баскетбол, настольный теннис, бадминтон). Добиваться хорошего качества выполнения заданий.

9. Комплексный: синтезирование разных видов деятельности (игровые: «Кто больше собрал», «Собери по форме, цвету, парами»).

10. Контрольно-проверочный: итоговый зачет: оценка физических качеств и двигательной подготовленности детей, 3-4 раза в году. Воспитатель групп, методист. Анализ динамики освоения детьми основных движений, физических качеств.

11. Туризм: на воздухе, в лесу, парке. Закрепление двигательных умений и навыков в естественных условиях.

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации двигательной активности являютсясюжетные физкультурные занятия,организационная форма проведения которых способствует воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к процессу выполнения физических упражнений и основных видов движений. По средствам сюжетных физкультурных занятий ребёнок получает разностороннее развитие, развитие образовательного, воспитательного, оздоровительного потенциала.

Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:

- закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;

- развивать психические способности и эмоциональную сферу;

- развивать музыкально-ритмические способности детей;

- воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;

- воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;

- способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

 

Разновидность сюжетных физкультурных занятий:

  1. Сюжетно-образные физкультурные занятия. Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков.

(На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы («Зоопарк» (заяц, лев, тигр, бегемот, обезьянки, конь, кенгуру и т.д.,)) или один образ воплощается в разных движениях «В гости к Мишутке»). См. Приложение 1.

  1. Сюжетно-игровые физкультурные занятия. Цель: формировать способность детей ставить перед собой задачу и решать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества. («Найди лошадку»). См. Приложение 2
  2. Сюжетно-тематические физкультурные занятия. Цель: преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение. («Мой весёлый звонкий мяч»). См. Приложение 2

 

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи.

Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что у детей есть возможность раскрыться, проявляются личные качества, артистичность, музыкальность, самостоятельность.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. Применяются разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка.

Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Ребята учатся думать и действовать одновременно. Кроме того, в процессе сюжетно-игровых физкультурных занятий у детей формируется самооценка: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются личностные качества: самоуважение, совесть, гордость.

Методические рекомендации по проведению сюжетно — игровых физкультурных занятий.

При руководстве двигательной деятельностью педагогу необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.

Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.

При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.

Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.

Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.

Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.

Использовать варианты сочетания нескольких видов движений для расширения двигательного опыта детей.

В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.

Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).

Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.

Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.

Хорошо подготовленные сюжетные физкультурные занятия во многом способствуют физическому, умственному развитию детей, так как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей формируются положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развиваются умения быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

 

Список литературы:

 

  1. Анферова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. М.: Сфера. 2012.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура в младшей группе детского сада.
  3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозайка-Синтез, М., 2006.
  4. Комплексная методика развития физических качеств дошкольников (педагогика оздоровления), Учебно-методическое пособие для воспитателей и работников по физической культуре детских дошкольных учреждений (ДДУ), сост.: Коломийцева Н.С., Ханжиева А.Я. Адыгейского государственного университета. Майкоп. 2010.
  5. От рождения до школы. Под ред.: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: Мозаика синтез, 2015.
  6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду (вторая младшая группа). М., 2009.
  7. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и упражнения для детей 3–5 лет. Изд.: Владос, 2003.

 

Интернет-ресурсы:

 

  1. Сайт: ИнфопедиЯ для углубления знаний. Физкультурные занятия дошкольников.
  2. Сайт: http://deti-club.ru  Организация и методика проведения физкультурных занятий в детском саду.

10. Сайт: https://nsportal.ru Конспект интегрированного физкультурного занятия  (младший возраст).

11. Сайт: https://www.maam.ru .Конспект физкультурного занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему «Зоопарк».

 

 

Приложение 1

Конспект интегрированного физкультурного занятия (младший возраст).

«В гости к Мишутке»

Задачи:

  1. Повышать двигательную активность малышей.
  2. Упражнять детей в ползании, в прыжках, в ходьбе, перешагивании предметов.
  3. Формировать правильную осанку и укреплять свод стопы.
  4. Закреплять знания детей об эталонах цвета.
  5. Воспитывать интерес к физкультурным занятиям, вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и упражнениях.

НОД:

Воспитатель встречает детей с медведем и от его имени приветствует детей:

«Здравствуйте, детки. Вы меня узнали? …» Покажите, как ходят медвежата. А как мишка рычит (дети изображают, как мишка ходит, рычит). Молодцы, ребята, пойдемте за мной.

Медвежата в чаще жили

По тропинке все ходили

Вот так, вот так!

Вперевалочку ходили.

Вот пенечки увидали

Через них все зашагали.

Вот так, вот так!

Через них все зашагали.

А потом они играли

И друг друга догоняли.

Вот так, вот так

И друг друга догоняли.

И медведя увидали.

Вот он Мишенька сидит

Погремушками гремит.

1. Комплекс ОРУ

Погремушки дети взяли

С ними быстро зашагали.

Погремушки так гремят

всех ребяток веселят

 

Стали погремушки поднимать

А потом их опускать!

Поднимать и опускать

Поднимать и опускать.

А теперь все сядем дружно на пол

Ножки вытянем вот так

Погремушки не гремят на коленочках лежат

Тихо-тихо все сидят, погремушки не гремят.

А теперь на спинку ляжем

Погремушками помашем.

А теперь все встанем дружно

Станем вместе приседать

Погремушками стучать.

Стук и прямо,

Стук и прямо.

А теперь все дружно мы попрыгаем.

Погремушками звеним.

Подуем на погремушку.

Тихо. Тихо все пойдем

Погремушки уберем.

Ходьба по дорожкам

 

 

 

Перешагивать пенечки. (“блинчики”)

 

 

Повторить 2 круга.

Бег

 

 

Ходьба, дети подходят к мишке и берут погремушки по 2штуки.

Ходьба, построение врассыпную.

 

И.п. – о.с., погремушки к груди.

Погремушки вперед, погреметь и опустить. (повторить 4-5 раз)

И.п.- о.с., погремушки внизу

Поднимать вверх и опускать (повторить 4-5 раз).

 

И.п.- сидя, ноги вместе

Наклоны вперед, погремушкой достать носки.(повторить 4-5 раз)

 

 

 

И.п.- лежа на спине

Поочередное сгибание и разгибание рук и ног (повторить 6-8 раз)

И.п. – о.с.

Приседание (повторить 4-5 раз).

 

 

 

И.п. – о.с.

Прыжки на двух ногах.

 

Упражнение на дыхание.

.

Воспитатель собирает погремушки и проводит с детьми упражнение “Солнышко”- на развитие медленных, плавных движений, способствующих вытягиванию позвоночника, формирование правильной осанки.

Вот как солнышко встает –

Выше, выше, выше.

 

К ночи солнышко зайдет –

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо солнышко смеется,

А под солнышком всем весело живется.

Дети сидят на корточках и медленно встают, одновременно поднимая руки кверху.

Опускаются на корточки и кладут руки под щечки.

Выполняют пружинку (прыжки на месте), хлопая в ладоши.

Воспитатель: Мишка нес домой малину

Ягод полную корзину

Шел, устал и корзинку потерял. (обратить внимание на то, что Мишка грустный)

- Ребята, давайте поможем собрать ягодку в корзинки по цвету.

2.ОВД:

  • Проползти в “берлогу” (тоннель)
  • Перепрыгнуть “ручеек” (через две линии, расстояние 20-30 см)
  • Собрать ягодки в корзинки по цвету (собрать пластмассовые мячи по цвету: красный, желтый, синий)

Повторить 2 раза.

Воспитатель убирает оборудование и раскладывает домики (плоские кольца) для подвижной игры.

Воспитатель от имени медведя говорит:

- Спасибо вам ребятки, помогли мне ягодку собрать, давайте с вами поиграем. Вы будете пчелками, мед в улей собирать (одевает детям медальки – пчелок).

3.Подвижная игра “Пчелки и медведь”

Дети – "пчелки” летают, жужжат. Появляется медведь.

Инструктор: Мишка идет, мед у пчелок унесет. Пчелки домой!

Пчелки летят в свои домики.

Воспитатель - Медведь идет к ним.

Дети говорят: Этот улей – домик наш

Уходи медведь от нас Ж-ж-ж-ж. Повторить 2 раза.

Медведь предлагает поиграть еще в игру. Дети встают в круг.

Игра малой подвижности  “ Мишуткин шар”

“Надувала мама шар, а мишутка ей мешал:

Подошел и лапкой – хлоп!

А у мамы шарик – лоп! -ш – ш –ш!”

Дети прощаются с медведем.

 

 

Приложение 2.

  1. Дидактическая игра «Найди лошадку».

Игрушка (лошадка) заранее перед занятием спрятана педагогом. Дети вместе с педагогом образуют круг, берутся за руки, и идут по кругу со словами:

- Раз лошадка –И-го-го! – Убежала далеко.

Ну-ка, детки, помогите!

Вы лошадку отыщите.

Дети расходятся по залу, ищут спрятанный предмет. Когда кто-либо из детей находит игрушку, он должен принести ее педагогу. Можно предложить детям найти ее глазами и молча подойти к педагогу и сказать на ушко, где она спрятана.

 

  1. Дыхательная гимнастика: «Бегемотик».

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох)

 

  1. Самомассаж «Котятки».

-Все котятки Растирание рук, ушей и живота (по часовой стрелке)

Мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки,

Мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали:

Вот так, вот так!

- В зоопарк опять придём.

Будем долго здесь гулять,

Всех зверюшек будем знать.

 

  1. «Мой весёлый звонкий мяч»

Загадка: «Стукнешь о стенку – А я отскочу.

Бросишь на землю – А я подскочу.

Я из ладоней

В ладони лечу –

Смирно лежать

Я никак не хочу.» (А.Рождественская)

Игры и общеразвивающие упражнения с мячом: шагаем вокруг мячиков, стараясь их не обидеть (не задевая мячи), катание мячей друг другу на расстоянии 1,5м, подбрасывание и ловля мяча двумя руками, игры на меткость и развитие координации движений:

«Сбей кеглю», «Попади в цель».

«Мы играем целый день

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Друг за другом ты шагай!

Друг за другом ты шагай,

Мячики не задевай!».

Вот какой красивый у нас круг получается!

Бег колонной по кругу (вокруг мячей).

 

Психолого-педагогические особенности развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста

 

Составила: воспитатель Иноземцева И.Ю.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные способности ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получается должное развить. Оказывается, что от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, – какое направление они получат.

Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Нельзя оставить без рассмотрения взаимосвязь понятий «умственное развитие» и «интеллект».

Достигнутый ребёнком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект - не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению: разумение, понимание, постижение. Если интеллект - это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.

В психологической науке интеллект рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»[1].

В теории интеллекта, разработанной под руководством Б.Г. Ананьева, интеллект – интегрированная система познавательных процессов. Степень интегрированности когнитивных процессов[i] (психомоторики, внимания, памяти, мышления) – критерий развития интеллекта.[2].

В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий[3]. Интеллект возникает как результат межфункциональной интеграции познавательных процессов, перестроенных на основе понятийного мышления. Интеллектуализация познавательных функций означает их осознанность, произвольность, категориальность, системность, возможность протекания во внутреннем - умственном - плане. В свою очередь регуляция собственно интеллектуальной деятельностью осуществляется на основе усвоения т.н. «научных понятий»[4].

Проблема интеллекта Л.С. Выготским[5] решается как проблема умственного (шире – психического) развития ребенка, а термин «интеллект» отождествляется с понятийным мышлением. Согласно культурно-исторической теории, главная закономерность онтогенеза психики (формирования основных структур психики ребёнка в течение его детства) состоит в интериоризации[ii] ребенком структуры внешней, социально-символической деятельности (т.е. совместно со взрослым и опосредованной знаками). В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак – слово. Поэтому основной механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей[6].

В исследованиях Н.А. Менчинской и З.И. Калмыкова природа интеллекта отождествляется с «продуктивным мышлением», сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний (способности к учению или обучаемости). Показателями обучаемости выступают уровень обобщенности знаний, широта их применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учебе. «Ядро» индивидуального интеллекта составляют возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных проблемных ситуациях.

Анализ интеллектуальной деятельности[iii] позволяет развести понятия мышления и умственных способностей. Мышление - непрерывный процесс анализа, синтеза, обобщения условий и требований решаемых задач и способов их решения. Умственные способности – сформировавшаяся в процессе мышления совокупность умственных операций, которые мышление порождает, но к которым не сводится.

В контексте теории психического как процесса разводятся и понятия «умственное развитие» и «мышление». Их отождествление связано с включением в структуру мышления совокупности умственных действий.

Известный психолог А.Н. Леонтьев пишет: «Чтобы жить в обществе, человеку недостаточно того, что ему дает природа при его рождении. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества»[7].

Для того чтобы овладеть достижениями исторического развития, человек должен включить свои умственные способности в деятельность, именно эту функцию и выполняет мышление [17, с.33]. «Мышление - это деятельность, чтобы узнать, а о вещах ничего нельзя узнать, не проследив (в четко обозначенных условиях), что они делают и что с ними делают» [25, с.99].

В процессе мышления умственные способности реализуются через образование адекватных действительности понятий, суждений, умозаключений, которые и есть собственно интеллект.

Терстоунт (1938г) исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1. Счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия. 2. Вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова. 3. Вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь. 4. Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространства. 5. Память. 6. Способность к рассуждению. 7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями[8].

По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний, и он независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Частные факторы интеллекта (например, визуализация – манипулирование зрительными образами) определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга[9].

И так, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.[iv]

Умственное воспитание – это прежде всего развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

Таким образом, умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

 



[1] Психологический словарь. П/р А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Энциклопедия, 1990. (с.114).

[2] Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. т. II. - М.: Просвещение, 1980. (c.134).

[3] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: СОЮЗ. 1997. (с.31)

[4] Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. (с.31)

[5] Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

[6] Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера, Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. (c.92)

[7] Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. – 1999.- №6. –С.58. [c.50]

[8] Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с. [с.47].

[9] Романова Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е.С. Романова. – СПб: Питер, 2006. – 400с. [с.241]



[i]  Когнитивные процессы — Психические процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… … (Википедия)

— познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь … (Словарь терминов по психологическому консультированию)

— совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания … (Психология человека: словарь терминов)

— Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения … (Теории личности: глоссарий)

[ii] Интериориза́ция (от фр. Intériorisation - переход извне внутрь, от лат. Interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров.

Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л.С. Выготским.

По мнению Л.С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.

[iii] Интеллектуальная деятельность - умственная (мыслительная, духовная, творческая) деятельность человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Интеллектуальная деятельность отражает использование человеком способностей рационального познания. Понятие «интеллектуальная деятельность» не совпадает с понятием «творческая деятельность». Творческая деятельность предполагает только новизну результатов такой деятельности, тогда как интеллектуальная деятельность не любая, а именно рациональная деятельность человека, отражающая деятельность, осуществляемую при помощи рациональных, логических умозаключений. Интеллектуальная деятельность значительно влияет на развитие науки, техники, литературы и искусства и художественного конструирования (дизайна).

Признаки интеллектуальной деятельности:

1) интеллектуальная деятельность носит идеальный характер. Результат интеллектуальной деятельности продуцируется сознанием человека путем логического построения мысли и отражает новизну мысли;

2) результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом;

3) результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. То, в чем выражены результаты интеллектуальной деятельности (книги, аудиовизуальные носители), сами по себе не являются результатами интеллектуальной деятельности.

Подлежит защите не форма выражения интеллектуальной деятельности (книга, картина), а ее содержание (основная мысль произведения). Результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально;

4) продуктом интеллектуальной деятельности могут быть средства индивидуализации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также индивидуализации выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров). Кроме того, что они являются плодом умственной и творческой деятельности, средства индивидуализации содействуют созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

[iv] Взаимосвязь умственного развития, интеллекта и обучаемости

 

 

Психолого-педагогические особенности развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста

 

Составила: воспитатель Иноземцева И.Ю.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные способности ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получается должное развить. Оказывается, что от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, – какое направление они получат.

Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Нельзя оставить без рассмотрения взаимосвязь понятий «умственное развитие» и «интеллект».

Достигнутый ребёнком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект - не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению: разумение, понимание, постижение. Если интеллект - это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.

В психологической науке интеллект рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»[1].

В теории интеллекта, разработанной под руководством Б.Г. Ананьева, интеллект – интегрированная система познавательных процессов. Степень интегрированности когнитивных процессов[i] (психомоторики, внимания, памяти, мышления) – критерий развития интеллекта.[2].

В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий[3]. Интеллект возникает как результат межфункциональной интеграции познавательных процессов, перестроенных на основе понятийного мышления. Интеллектуализация познавательных функций означает их осознанность, произвольность, категориальность, системность, возможность протекания во внутреннем - умственном - плане. В свою очередь регуляция собственно интеллектуальной деятельностью осуществляется на основе усвоения т.н. «научных понятий»[4].

Проблема интеллекта Л.С. Выготским[5] решается как проблема умственного (шире – психического) развития ребенка, а термин «интеллект» отождествляется с понятийным мышлением. Согласно культурно-исторической теории, главная закономерность онтогенеза психики (формирования основных структур психики ребёнка в течение его детства) состоит в интериоризации[ii] ребенком структуры внешней, социально-символической деятельности (т.е. совместно со взрослым и опосредованной знаками). В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак – слово. Поэтому основной механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей[6].

В исследованиях Н.А. Менчинской и З.И. Калмыкова природа интеллекта отождествляется с «продуктивным мышлением», сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний (способности к учению или обучаемости). Показателями обучаемости выступают уровень обобщенности знаний, широта их применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учебе. «Ядро» индивидуального интеллекта составляют возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных проблемных ситуациях.

Анализ интеллектуальной деятельности[iii] позволяет развести понятия мышления и умственных способностей. Мышление - непрерывный процесс анализа, синтеза, обобщения условий и требований решаемых задач и способов их решения. Умственные способности – сформировавшаяся в процессе мышления совокупность умственных операций, которые мышление порождает, но к которым не сводится.

В контексте теории психического как процесса разводятся и понятия «умственное развитие» и «мышление». Их отождествление связано с включением в структуру мышления совокупности умственных действий.

Известный психолог А.Н. Леонтьев пишет: «Чтобы жить в обществе, человеку недостаточно того, что ему дает природа при его рождении. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества»[7].

Для того чтобы овладеть достижениями исторического развития, человек должен включить свои умственные способности в деятельность, именно эту функцию и выполняет мышление [17, с.33]. «Мышление - это деятельность, чтобы узнать, а о вещах ничего нельзя узнать, не проследив (в четко обозначенных условиях), что они делают и что с ними делают» [25, с.99].

В процессе мышления умственные способности реализуются через образование адекватных действительности понятий, суждений, умозаключений, которые и есть собственно интеллект.

Терстоунт (1938г) исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1. Счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия. 2. Вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова. 3. Вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь. 4. Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространства. 5. Память. 6. Способность к рассуждению. 7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями[8].

По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний, и он независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Частные факторы интеллекта (например, визуализация – манипулирование зрительными образами) определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга[9].

И так, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.[iv]

Умственное воспитание – это прежде всего развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

Таким образом, умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

 



[1] Психологический словарь. П/р А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Энциклопедия, 1990. (с.114).

[2] Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. т. II. - М.: Просвещение, 1980. (c.134).

[3] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: СОЮЗ. 1997. (с.31)

[4] Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. (с.31)

[5] Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

[6] Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера, Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. (c.92)

[7] Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. – 1999.- №6. –С.58. [c.50]

[8] Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с. [с.47].

[9] Романова Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е.С. Романова. – СПб: Питер, 2006. – 400с. [с.241]



[i]  Когнитивные процессы — Психические процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… … (Википедия)

— познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь … (Словарь терминов по психологическому консультированию)

— совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания … (Психология человека: словарь терминов)

— Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения … (Теории личности: глоссарий)

[ii] Интериориза́ция (от фр. Intériorisation - переход извне внутрь, от лат. Interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров.

Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л.С. Выготским.

По мнению Л.С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.

[iii] Интеллектуальная деятельность - умственная (мыслительная, духовная, творческая) деятельность человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Интеллектуальная деятельность отражает использование человеком способностей рационального познания. Понятие «интеллектуальная деятельность» не совпадает с понятием «творческая деятельность». Творческая деятельность предполагает только новизну результатов такой деятельности, тогда как интеллектуальная деятельность не любая, а именно рациональная деятельность человека, отражающая деятельность, осуществляемую при помощи рациональных, логических умозаключений. Интеллектуальная деятельность значительно влияет на развитие науки, техники, литературы и искусства и художественного конструирования (дизайна).

Признаки интеллектуальной деятельности:

1) интеллектуальная деятельность носит идеальный характер. Результат интеллектуальной деятельности продуцируется сознанием человека путем логического построения мысли и отражает новизну мысли;

2) результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом;

3) результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. То, в чем выражены результаты интеллектуальной деятельности (книги, аудиовизуальные носители), сами по себе не являются результатами интеллектуальной деятельности.

Подлежит защите не форма выражения интеллектуальной деятельности (книга, картина), а ее содержание (основная мысль произведения). Результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально;

4) продуктом интеллектуальной деятельности могут быть средства индивидуализации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также индивидуализации выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров). Кроме того, что они являются плодом умственной и творческой деятельности, средства индивидуализации содействуют созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

[iv] Взаимосвязь умственного развития, интеллекта и обучаемости

 

 

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего развития

по теме «Узнай и назови овощи и фрукты»

 

Выполнил: воспитательИноземцева И.Ю.

 

Образовательные задачи:

           -Формировать представления детей об овощах и фруктах: что общего, чем отличаются, значимость для человека, сохранность витаминов.

           -Формировать умения называть и различать овощи и фрукты по свойствам (цвету, форме, вкусу), расширять и активизировать словарь по теме «Овощи и фрукты»

           -Воспитывать рациональное отношение к приёму овощей и фруктов (аккуратность в еде).

           -Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности

 

Материалы и оборудование.

 

1. Дидактический материал:

-  Игрушечный зайчик;

- Чудесный мешочек со свежими овощами

(морковь, репа, помидор, огурец, капуста, картошка, лук);

 

2. Раздаточный материал:

- Дощечки

- пластилин

- Салфетки

 

3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

- Магнитофон с аудиозаписями.

 

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

 

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

 Сюрпризный момент:

Приходит зайчик и приносит чудесный мешочек.

Воспитатель от имени зайчика достаёт овощи из мешочка и раздаёт детям.

Дети здороваются с зайчиком и заинтересовываются содержанием мешочка.

Основная

1. Предлагает рассмотреть овощи и назвать, какие овощи принёс зайчик

 

2. Д/И Овощи и фрукты: их отличия. Воспитатель загадывает загадки о овощах

 

3. Предлагает определить форму овощей и их цвет

 

4. Пальчиковая гимнастика по стихотворению Ю. Тувим «Овощи»

 

5. Хвалит детей за ответы и предлагает детям попрыгать вместе с зайчиком. Подвижная игра: «Серый зайка умывается»

 

6. Предлагает детям поблагодарить зайчика за сюрприз и вылепить угощение- морковку для зайчика

 

7. Раздаёт дощечки с комочками пластилина. Показывает детям приём раскатывания между ладошками движениями вперёд- назад.

 

8.Предлагает изготовленные морковки положить на тарелочку и подарить зайчику

 

 

 

Каждый ребёнок берёт по овощу и называет его, определяя цвет.

 

Дети показывают зайчику свой овощ, называют форму и цвет

 

.

 

 

 

 Повторят движения за воспитателем:

 

 

Прыгают, как зайчики.

 

 

 

Благодарят

 

 

 

Берут пластилин и приёмом раскатывания лепят морковку

 

 

 

Дети подносят морковки и складывают их на тарелочку

.

Заключительная

Хвалит детей, отмечает, что все работали хорошо, у всех получились замечательные морковки

Дети радуются, обсуждают встречу с зайчиком

 

 

Методы и приемы:

-сюрпризный момент;
-дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

-обследование объекта с комментарием;

-изготовление поделок из пластилина приемом раскатывания;

- обыгрывание;

-определение свойств овощей;
- обобщение; 

- положительная оценка действий детей.

 

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей первой младшей группы

по теме «Транспорт»

 

Составила: воспитатель Иноземцева И.Ю.

Образовательные задачи:

  1. Формировать элементарные представления о понятии «Транспорт»
  2. Формировать умение сравнивать предметы по образцу (по цвету, форме).
  3. Формировать умение работать коллективно.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

 

Материалы и оборудование.

1. Дидактический материал:

- Игра «Найди окошко».

- Дидактическая игра «Картинки - половинки».

- Пальчиковая гимнастика «Паровозик»

- Рисование: «Колёса поезда»

 

Методы и приемы:

- Организационный момент;

- Дидактические игры;

- Пальчиковая гимнастика;

- Рассматривание;

- Сравнение;

- Рисунки детей.

 

2. Раздаточный материал:

- Длинный лист бумаги, на котором нарисован и раскрашен паровоз и 7 вагонов без колес. (у каждого вагона и у паровоза должно быть окно своей формы (квадратное, круглое, треугольное, овальное, прямоугольное), поролоновые тампоны по количеству детей.

 

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

 

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

Организационный момент:

Звучит гудок паровоза.

Чтение стихотворения С.Михалкова  «Песенка друзей»

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот компания какая!

Слушание, сосредоточение

Основная

1.Д/и «Найди окошко».

Предложить детям закрыть окошки, чтобы солнышко не светило друзьям в глазки. Раздать детям карточки в форме круга, овала, квадрата, треугольника и попросить их подобрать карточку для каждого окошка.

 

2. Д/и «Картинки – половинки».

Разрезные картинки «Цветные паровозики». Собрать паровозики по цвету.

 

3.Пальчиковая гимнастика

 «Паровозик»

Пальчиковая гимнастика

Паровозик едет в гору,

В гости к дедушке Егору,

А в вагончиках сидят 9 маленьких ребят:

Катя, Маша и Марина, Коля, Ванечка, Ирина, Петя, Слава и Матвей с ними вместе Котофей

У него закрыты глазки,

Он мурлычет детям сказки.

 

4. Рисование: «Колёса поезда»

Предложить детям нарисовать поролоновым тампоном колёса для каждого вагона (дети выбирают цвет своего вагона)

 

 

Рассматривают, подбирают по форме

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают, подбирают по цвету

 

 

 

 

 

Повторяют движения за воспитателем и проговаривают слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют поролоновыми тампонами.

Заключительная (рефлексия)

Воспитатель хвалит детей за аккуратную работу и предлагает поиграть в паровозик. Воспитатель – паровоз, дети – вагончики. «Едут» под музыку, держа друг, друга за плечи.

 

Дети любуются совместной работай.

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе

 по конструированию из строительного материала

на тему: «Машины для матрешек»

 

Составила: воспитатель Иноземцева И.Ю.

 

Программные задачи:

- формировать умение детей строить разными способами (приставляя детали и накладывая их друг на друга),

- закреплять умение различать детали и называть их (кубик, кирпичик),

- закреплять знания основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый);

- развивать речевую активность;

- воспитывать умение взаимодействовать в группе сверстников, доброжелательное отношение к сверстникам.

- приучать детей убирать игрушки на место.

 

Материал: Большая грузовая машина, большая матрешка, запись песни «Машина, машина идет, гудит», по 1 кубику и 1 кирпичику на каждого ребенка, маленькие матрешки по количеству детей.

 

Сюрпризный момент: звучит фрагмент песни «Машина, машина идет, гудит»

Воспитатель: слышите, ребята?  Что это? Звучит песня. Послушайте, о чем она?

Ответы детей.

Воспитатель завозит в группу большой грузовик с большой матрешкой, внутри которой маленькие матрешки.

Воспитатель: Дети, вот же она, машина, которая едет и что делает...?

Ответы детей: «Гудит».

Воспитатель: как она гудит?

Ответы детей: «Би-би-би».

Воспитатель: посмотрите, машина большая, грузовая (обследование частей машины). У нее есть кабина, в которой сидит шофер. А это кузов, в котором … посмотрите кто это?

Дети: Матрешка.

Воспитатель: правильно, матрешка. Давайте, ребята, поздороваемся с нашей гостьей.

Дети здороваются.

Матрешка отвечает поклонами, во время которых слышно постукивание маленьких матрешек.

Воспитатель: Мне кажется, у матрешки что-то внутри есть. Слышите, там что-то стучит? Давайте откроем и посмотрим, что это.

Открывается матрешка, вынимаются маленькие матрешки.

Воспитатель: Кто к нам еще приехал на грузовой машине.

Ответы детей: маленькие матрешки.

Воспитатель: посмотрите, как их много! Давайте, каждый возьмет по матрешке.

Дети разбирают матрешки из рук воспитателя.

Воспитатель: Дети, но ведь тогда у наших маленьких матрешек не будет машины, на которой они так любят кататься. Давайте им поможем и построим машину с кузовом и кабиной. Большая матрешка мне подсказывает, как это можно сделать из кирпичиков и кубиков.

Воспитатель: (берет со стола кирпичик) Матрешка говорит, что нужно взять вот этот…

Что это ребята?

Ответы детей: Кирпичик.

Воспитатель: (берет кубик) И вот эту деталь, как она называется?

Ответы детей: Кубик.

Воспитатель: Матрешка мне подсказывает, что из кирпичика надо делать кузов, а из кубика – кабину. Давайте еще раз посмотрим на большую грузовую машину. Видите, кабина на верху, а кузов внизу. Сначала я положу кирпичик-кузов, а на него кубик-кабину. Вот так. Получилась грузовая машина?

Дети: Да

Воспитатель: Видите, как моя матрешка обрадовалась, запрыгала. Спешит сесть в нее и покататься. А теперь вы постройте машины для своих матрешек. Они тоже покататься хотят. Садитесь за столы вместе с матрешками.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, что у вас лежит на столе? 

Ответы детей: кирпичик, кубик.

Воспитатель: Что сначала надо взять, а что потом?

Ответы детей…

Воспитатель: Куда положить кубик?

Дети: На кирпичик.

Воспитатель: Положите кубик так, чтобы матрешке хватило место в кузове – впереди кирпичика.

Дети делают постройки

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, настоящие машины построили. Давайте покатаем на них ваших матрешек.

Дети обыгрывают постройку. Можно включить песню «Машина, машина идет, гудит»).

Воспитатель: Матрешкам очень нравится кататься на машинах и они очень хотят поехать в гости к большой матрешке.

Дети катят машины из строительного материала к игрушечной грузовой машине. Их встречает большая матрешка.

Матрешка: Спасибо ребята, вы молодцы, сделали моим подружкам машины. А теперь нам с моими подружками нужно отправляться домой. Матрешки, залезайте ко мне на машину. 

 Дети складывают свои матрешки на грузовик, прощаются.

Воспитатель: До свидания матрешки, приезжайте к нам опять покататься на машине. А нашим машинам пора в гараж, отдыхать. Складываем аккуратно кирпичики и кубики в коробку. Дети складывают строительный материал на место.

 

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, кто приезжал к нам в гости?

Дети: Матрешки.

Воспитатель: на чем они приезжали?

Дети: на грузовике.

Воспитатель: что мы с вами делали?

Дети: Машины

Воспитатель: из чего мы делали машины?

Дети: из кубика и кирпичика.

Воспитатель: А для кого?

Дети: для маленьких матрешек.

Воспитатель: все правильно, мы сегодня делали машины для маленьких матрешек.

А сейчас вас ждут машины в игровом уголке.

 

Напишите жалобу на открытых страницах в социальных сетях

Наденьте маску - защитите себя от коронавируса

Навигатор

кнопка для перехода ВКОНТАКТе

Автобанеры

Единый консультационный день

Независимая оценка качества

Автобанер право 2

Опрос о качестве условий осуществления образовательнрой деятельности

картинка к опросу

Банер ФБУЗ Центр гигиенического образования населения



Правила дорожного движения для малышей

Вакцинация школьников против гриппа

Контактная информация

Контактная информацияМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 197 «Радуга» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445057, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, 35 , МБУ детский сад № 197 «Радуга»
Тел. 8(8482)34-88-09
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №197 «Радуга» городского округа Тольятти (ИНН 6321073587), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». 

Персональные данные работников на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с Политикой конфиденциальности>>>>>