Официальный сайт
***
Здоровое питание - здоровые дети
"Культурный гражданин"
Нормативно-правовые акты и организационно-методические материалы
Программа ранней профессиональной ориентации (профессионального сопровождения воспитанников) воспитанников по ознакомлению с миром труда и профессий
Технологии профессиональной ориентации (сопровождения профессионального самоопределения)
«Интегрированная музыкально-коммуникативная деятельность с дошкольниками с ОВЗ в гармонизации когнитивного и аффективного
(эмоционального) развития»
Сошникова С.В., воспитатель группы «Особый ребенок»-2.
В нашей группе воспитываются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – ДЦП. Содержание нашей работы ориентировано на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Воспитатели тесно взаимодействуют со всеми специалистами группы: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором ЛФК.
С целью организации комплексной коррекционной работы с детьми с ОВЗ в ДОУ создана лекотека, которую посещают воспитанники нашей группы и ГКП. Специалисты обучают родителей тому, как правильно развивать детей, играть с ними. Занятия в форме игры проводятся один раз в неделю в группе, а также в светлой и темной сенсорной комнате.
Положительный отклик у отдельных родителей мы получаем от их участия в работе родительского клуба. Деятельность клуба направлена на осуществление родительского всеобуча и организацию совместной досуговой деятельности. Тематика работы клуба различна. Например, для развития мелкой моторики детей мы проводим игры с платочками: «Пучок», «Змейка», «Комочек» и др. Обучение сопровождается текстами в стихотворной форме. Нашим детям нравится «Театр конусных кукол». Они принимают участие в показе сказок «Волк и лиса», «Муха-Цокотуха» и др. Через клубную работу мы приобщаем родителей к совместному изготовлению конусных кукол. Результатом работы клуба является повышение родительской компетентности, проявляющейся в повышении мотивации к взаимодействию со специалистами и активному участию в коррекционно-педагогической работе.
Дети с ОВЗ нуждаются, в первую очередь, в широкой социализации. Этому способствует музыкальная, театрализованная, коммуникативная деятельности или их интеграция в различных формах: подготовка к драматизации произведений художественной литературы, концерт, творческий конкурс и т.д. Мы, вот уже более 5лет, являемся активными участниками городской акции «За жизнь без барьеров», где наши дети участвуют в музыкальных постановках, конкурсах творческих работ. Родители, совместно с детьми, принимают участие в городской акции «100 добрых дел» в номинациях «Живите, окружённые заботой», «Кормушка для пичужки».
Интеграция образовательных областей дает возможность системно развивать несколько сфер развития ребенка. Так, на музыкальном занятии, построенном на принципе интеграции, мы реализуем задачи когнитивного и аффективного, т.е. эмоционального развития. Именно в процессе музыкальной деятельности ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. В процессе разучивания песен, попевок, выполнения логоритмических упражнений, бесед по игровой ситуации у детей формируются, в том числе и коммуникативные навыки. Занятия музыкой вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них сильное эмоциональное воздействие. Это очень важно для их успешного развития, т.к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребенка.
Таким образом, наш опыт интегрированных занятий и других форм организации деятельности детей с ОВЗ показывает более активное развитие детей и коррекцию проблемных сфер.
Возможности использования
лэпбук-технологии в образовательном процессе в условиях инклюзии.
Метинол М.А., воспитатель
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях, введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ, обусловливают необходимость оптимизации подходов к организации образовательного процесса, направленного на всестороннюю социальную адаптацию данной категории обучающихся. Обучение детей с разными образовательными потребностями в рамках одного учреждения, группы, требует от педагога владения современными педагогическими технологиями, наличия широкого спектра дидактических средств, методик, позволяющих эффективно решать поставленные задачи.
Педагогу, работающему в такой группе, где одновременно обучаются дети с нормальным развитием и дети с ОВЗ ежедневно приходится решать непростые задачи создания специальных условий организации образовательной деятельности. Интересные возможности для решения поставленных задачи открывает лэпбук-технология.
Лэпбук (lapbook) дословном переводе с английского языка означает
«книга на коленях», или тематическая папка, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков по избранной теме, а также интересные игры и задания.
Выявленные преимущества, позволяют предположить целесообразность применения технологии лэпбук в практике инклюзивного образования в условиях группы общеобразовательной направленности. Тем более, что работа с лэпбуком отвечает основным требованиям ФГОС НОО для детей с УО по созданию условий для обеспечения таких особых образовательных потребностей, как: доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования, действенный характер содержания образования, использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и др. Применение лэпбука согласуется с требованиями стандарта по обеспечению деятельностного и дифференцированного подходов, разнообразия организационных форм образовательного процесса
Большинство разработанных педагогам и тематических папок включают задания на развитие логических операций: анализ, классификация и обобщение понятий, развитие речи, формирование практических умений.
Апробация интерактивных папок в учебном процессе доказала целесообразность их применения в качестве дидактического средства и наглядного метода обучения в индивидуальной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также вызвала интерес у воспитанников с нормальным, в соответствии с возрастом, развитием.
Безусловно, лэпбук - технология имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику инклюзивного образования.
А сейчас мы бы хотели представить Вам на практике использование лэпбук – технологии.
Использование помогающих технологий в развитии двигательных навыков детей с церебральным параличом.
Бодрова Наталья Александровна,
инструктор ФК.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это особое состояние организма, требующее постоянных реабилитационных мероприятий для поддержания и развития двигательной активности человека.
Если ребенок с детства малоподвижен, если он с первого года жизни не приобретает необходимых двигательных и социальных навыков и умений, то их отсутствие сопровождается негативными изменениями в организме в целом, что снижает уровень его адаптации к окружающей среде и приводит к значительному отставанию в физическом и социальном развитии.
Дети с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) испытывают трудности при управлении своим телом в пространстве из-за нарушения мышечного тонуса и координации движений, вследствие чего их двигательные возможности снижены. Использование физических упражнений, выполняемых в разных исходных положениях, с различными вспомогательными предметами, использование доступных и различных тренажёров, эмоционально окрашенные занятия, все это мотивирует ребенка к самостоятельному движению.
К сожалению, приобретение новых двигательных умений и навыков у детей с ДЦП происходит очень медленно, особенно при тяжелой степени заболевания. Для достижения результата важна слаженная работа специалистов разного профиля, родителей и самого ребенка. Для того, чтобы у родителей не опускались руки, а у ребенка не пропадало желание заниматься, необходима постоянная «ситуация успеха». А для этого нужно правильно и последовательно ставить и решать «микро-задачи» реабилитации, чтобы стимулировать ребенка на выполнение упражнений.
Необходимо создать такую окружающую образовательную среду, и в дошкольном учреждении и дома, которая бы максимально способствовала двигательному и самостоятельному развитию ребенка, его свободному перемещению в пространстве, возможность самостоятельного использования вспомогательных индивидуальных средств.
Основным средством коррекционной работы с детьми с ДЦП являются занятия по развитию двигательной активности и самостоятельности детей. Занятия состоят из специально подобранных упражнений, определяемых состоянием и функциональными возможностями ребенка.
Целью физического воспитания детей является создание при помощи коррекционных физических упражнений предпосылок для успешной бытовой и социальной адаптации детей.
На занятиях закрепляются и совершенствуются ранее приобретенные и формируются новые двигательные навыки.Занятия проводятся в игровой форме. К выполнению движении педагог продумывает способы мотивации. Упражнения должны быть выполнимы. Как только ребенок понимает, что он не может сделать какое-либо упражнение, он теряет к нему интерес и желание выполнения. В некоторых случаях нужно разложить упражнение на определенные элементы и выполнять их поочередно.
Важно не количество, а правильность выполнения движения.
Движения не должны надоедать. Поэтому разнообразить занятия нужно с помощью различных предметов: палочки, мячи, колечки, ленточки, различные мягкие модули и т.п.
На занятиях необходимо активно использовать художественное слово, песенки, стишки, которые эмоционально окрасят выполнение заданий.
Чтобы работа по развитию двигательных навыков была постоянной и непрерывной, необходимо повышать компетентность родителей в вопросах двигательного, физического развития детей с ДЦП.
Большое значение следует уделять в вопросе правильного подбора индивидуальных вспомогательных технических средств реабилитации, обеспечивающих детям с двигательными нарушениями правильное позиционирование в течение дня, так и при движениях. Это правильный индивидуальный подбор лангет, артезов, ортопедической обуви для правильной фиксации конечностей и суставов.
К специальному оборудованию относятся - ходунки, трости, брусья обеспечивающих детям надежную опору для самостоятельного передвижения ребенка в пространстве, специальные стульчики, наделенные удобными фиксаторами, для поддержания тела в правильном положении в положении сидя.
Вертикализаторы, способствующие поддержанию вертикальной позы в течение дня, дают ребёнку правильное восприятие окружающего мира и ориентировке в нем.
Подбор необходимых столовых приборов для успешного развития навыков самообслуживания.
Все проводимые мероприятия необходимы для развития и улучшения имеющихся возможностей, улучшение качества движений ребенка, не допущения формирования вторичных двигательных осложнений.
Мастер - класс
Использование ресурса темной сенсорной комнаты в познавательном развитии дошкольника с ОВЗ
Елена Игнатьевна Ануфриева
учитель – дефектолог
Юлия Николаевна Тарасова
педагог - психолог
Известно, что использование в коррекционно - развивающей работе интерактивных технологий предотвращает у детей с ОВЗ утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество коррекционной работы в целом. ФГОС предусматривает создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с интерактивными ресурсами.
Использование сенсорной панели на занятиях дефектолога позволяет:
— повысить качество обучения детей с особыми образовательными потребностями;
— развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) за счет повышения уровня наглядности;
— развивать точность движений руки и мелкую моторику;
— формировать навыки пространственной ориентировки;
— повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
— обеспечить эмоциональный комфорт на занятиях.
Обучение обследованию объектов; развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.
УпражнениеОбследование».
Обратить внимание ребенка на то, что все «кочки» на тропинке разные. Показать ребёнку, как нужно обследовать «кочки»: сначала – одним пальчиком, затем – ладонью, потом – пальчиками другой руки и т.д. При обследовании объектов взрослый называет их свойства.
Развитие тактильного восприятия, памяти, воображения.
Игра «Чей домик».
Предложить ребенку обследовать каждую «кочку» на тропинке (количество кочек от двух-трех до пяти штук) и запомнить какая она. Затем ребенок должен по речевой инструкции – разместить игрушки (куклу, мишку, зайку) в домики. Например: «Посади куклу в круглый дом с большими шариками. Посади зайку в квадратный колючий домик зеленого цвета».
Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания.
Игра «Поймай взглядом».
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики).
Активизация зрительного восприятия; формирование зрительной памяти, зрительно-моторной координации; развитие тактильной чувствительности.
Игра «Найди такую же рыбку».
Обратить внимание ребенка на отражение колонны в зеркале, подчеркивая, что в той колонне, которая отражается, плавают такие же рыбки. Предложить ребенку «поймать рыбок». Ребенок «ловит» одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в её отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая).
Активизация зрительного восприятия; формирование концентрации внимания; сформирование ориентировки в пространстве
Игра «Вверх – вниз».
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики). Спросить у ребенка: «Куда поплыла эта рыбка?»
Ребёнок должен определить расположение рыбки (верх – низ).
Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения
Игра «Поймай взглядом».
Обратить внимание ребенка на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звездочки») зеркальный шар: «Смотри, как много звездочек! Одна звездочка улыбается тебе и хочет с тобой поиграть. Вон она полетела. Давай поймаем её глазками. Звездочка будет убегать, а мы её будем ловить». Ребенок ловит звездочки взглядом.
Развитие умения различать и называть цвета; развитие зрительной памяти
Дополнительные атрибуты: мишка.
Игра «Помоги Мишке».
Обратить внимание ребенка на грустного Мишку. Сказать, что он забыл, какого цвета у него нити и предложить ему помощь. Усложнение: нахождение нитей определенного цвета и счет.
Развитие восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Упражнение «Дорожка из кулачков».
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Можно сравнить длинные нити с дорожками и предложить по этой дорожке погулять: обхватив волокно кулачком правой руки, сверху приставить кулачок левой руки, затем снова кулачок правой руки и т.д., пока не закончится «дорожка».
Упражнение «Наматывание».
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем предложить познакомиться со свойствами волокон. Наматывая их на пальцы, говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик». Ребенок вместе со взрослым наматывает волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д. Взрослый постоянно комментирует свои действия.
Обогащение сенсорного опыта. Развитие зрительного восприятия
Игра «Звездное небо»
Посадить ребенка на пуфик напротив ковра «Млечный путь» и дать возможность рассмотреть мерцающие звезды. Спросить у ребенка, в какое время суток могут гореть звездочки. Затем вместе рассмотреть звездное небо, определяя форму, цвет и размер звездочек. Обратить внимание на Млечный путь.
Стимуляция кинестетического анализатора
Игра «светло, темно».
Взрослый и ребенок забираются в сухой душ, в котором горит свет. В комнате тоже горит свет. Важно комментировать происходящее: «Мы с тобой сидим в домике. У нас тепло и уютно. В комнате тоже горит свет, но там не так уютно». После этого погасить в комнате свет, комментируя происходящее: «В домике продолжает гореть свет, а в комнате темно. Нам с тобой в домике очень комфортно…» и т.д. Затем зажечь в комнате свет, а внутри сухого душа погасить свет, рассказывая ребенку: «Мы с тобой спрятались в темноте, нас никто не увидит и не найдет. Нам здесь хорошо и уютно».
Стимуляция кинестетического анализатора; устранение чувствительности к страхам; формирование адекватной психологической защиты
Игра «Зверюшки в норке».
Взрослый и ребенок забираются в сухой душ, в котором горит свет. В комнате – полумрак. Обращаясь к малышу, можно сказать следующее: «Мы с тобой маленькие… (белочки, зайчики, мышки и т.д.). Мы сидим в нашей уютной норке. Там, на улице (показать на комнату) холодно идет дождь, воет ветер, а нам с тобой тепло, тихо и уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам не страшно». Говорить нужно тихим голосом, чтобы ребенок расслабился.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 197 «Радуга» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445057, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, 35 , МБУ детский сад № 197 «Радуга»
Тел. 8(8482)34-88-09
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №197 «Радуга» городского округа Тольятти (ИНН 6321073587), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>>>
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Персональные данные работников на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с Политикой конфиденциальности>>>>>