Государственная итоговая аттестация
***
Психолого-педагогическое сопровождение
Городские проекты
Здоровое питание - здоровые дети
"Культурный гражданин"
Федеральная инновационная площадка
Родителям на заметку
Материалы Регионально-инновационной площадки
Ранняя профессиональная ориентация воспитанников
Нормативно-правовые акты и организационно-методические материалы
Программа ранней профессиональной ориентации (профессионального сопровождения воспитанников) воспитанников по ознакомлению с миром труда и профессий
Технологии профессиональной ориентации (сопровождения профессионального самоопределения)
80 лет Победы!
Воспитатель высшей категории Гойдина С.Н.
- Категория: Uncategorised
- Обновлено 20.12.2023 13:09
- Создано 07.02.2019 11:40
- Автор: администратор сайта д.с.197
- Просмотров: 1355
Роль наставника в формировании патриотических чувств у воспитанников старшего дошкольного возраста
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению. Например, наставничество…
Наставник - это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, и его стремление помочь своему наставляемому.
Взаимодействие наставника и наставляемого - это воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, традиций.
Если говорить о традициях патриотической направленности, то они имеют глубокие исторические корни и особое значение для меня.
9 мая – день Великой Победы. В каждой семье этот праздник отмечают по-своему, но эти традиции всегда связаны с памятью и преемственностью поколений. Ведь традиции – это та нить, которая накрепко связывает между собой разные поколения.
В преддверии Дня Победы традиционно проходят акции.
Цель акций:
Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважение к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы войны
Акция «Я помню! Я горжусь!»
Символом акции стала георгиевская ленточка. Чтобы напомнить всем людям о доблестном подвиге наших предков - появилась традиция повязывать ленточку в День Победы.
Возложение цветов.
Еще одна традиция – возлагать цветы (обычно алые гвоздики) к Вечному огню, к памятникам, обелискам чтобы выразить свою благодарность.
Акция «Читаем детям о войне», основная идея акции – живое чтение вслух и обсуждение произведений о Великой отечественной войне детям от 5 лет.
Акции «Окно Победы» и «Голуби мира». Изготовление своими руками бумажных голубей и украшение ими окон. Акция признана показать, насколько важен мир для всей планеты. Как все мы не хотим войны.
Акция «Бессмертный полк» - это традиция, которая буквально за несколько лет распространилась по всем городам России.
И у меня родилась идея положить начало ещё одной доброй патриотической традиции в своей группе – проведению в канун Дня Победы акции Памяти и назвать её «Что я знаю о войне».
Великая Отечественная война для наших детей – далекая история, которую необходимо помочь детям знать. И я считаю, что нужно показать на примере семьи, что память об этих событиях бессмертна, а подвиг не забыт. Это должно передаваться из поколения в поколение.
Мне хочется на конкретных фактах из жизни старших членов семьи прадедушек и прабабушек, привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники и обелиски.
9 Мая каждого года мы всей семьей посещаем памятное место, где горит Вечный огонь. Обязательно возлагаем цветы. Особо долго стоим у плиты, где высечено имена погибших чапаевцев. Принимаем участие в шествии «Бессмертный полк».
Для меня очень важно приобщить всех детей своей группы к патриотическим традициям.
В рамках ежегодной подготовки мероприятий к празднованию Дня Победы разработан комплексный план для воспитанников.
Тесная взаимосвязь меня, как наставника с ребенком (а я готова с каждым своим воспитанником говорить об этом) поможет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это вызывает у ребенка не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своей семьи, своего народа, малой родины и страны, способность защищать и беречь мир в любимой стране, возможность свободно выражать свою гражданскую позицию.
Традиции священной памяти живут в наших сердцах, и мы будем передавать их из поколения в поколение.
Наставничество в дошкольном образовательном учреждении
Татьяна Киприч
Наставничество в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация: статья посвящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.
Ключевые слова: наставник; молодой специалист; педагогический опыт.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повышаются требования к личности педагога и его профессиональным качествам. Дошкольная образовательная организация (далее ДОО) предоставляет образовательные услуги – помощь семье в воспитании и развитии дошкольника. Для эффективной организации образовательного процесса в ДОО необходима профессиональная компетентность педагогов. К сожалению, выпускники педагогических ВУЗов всё реже работают по специальности. Очень часто в дошкольные учреждения приходят специалисты, не имеющие специального педагогического образования. Почти все молодые педагоги убеждены, что они вооружены знаниями, умениями, и только первый день работы в детском саду выявляет реальную картину их подготовки. Практика показала, что многие молодые специалисты имеют достаточно большой объём теоретических знаний, но совсем не имеют опыта практической работы. Молодые педагоги, приходящие в дошкольное учреждение, сталкиваются с разными проблемами: адаптации в новом коллективе, ведения разного рода документов, организации образовательной деятельности, написании планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности. Исходя из этого, возникла необходимость поиска форм работы с молодыми педагогами для обеспечения их скорейшего профессионального роста. Особенностью труда начинающих воспитателей является то, что они в первый же день выполняют в полном объёме все должностные обязанности и несут ответственность наряду с опытными педагогами, имеющими многолетний стаж работы. Те педагоги, которые не получают в первый год своей работы поддержку коллег и администрации, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло воспитателю необходимо оказывать всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому всё чаще в дошкольных учреждениях стала использоваться такая форма работы, как наставничество.
Публикация «Наставничество в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Начинающему педагогу наставничество даёт возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить свою профессиональную компетентность, а педагогу-наставнику – позволяет передать свой педагогический опыт [2, с. 56]. Только от опытного профессионала молодой специалист на своём рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую. Назначение наставника должно проходить при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать и о психологической совместимости наставника и стажёра, тут важна помощь педагога-психолога. Перед наставником ставятся нелё гкие задачи: привить интерес к профессии воспитателя, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в новом коллективе. К педагогу-наставнику предъявляется немало требований:
- компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению подшефного);
- наставник – человек, который пользуется доверием коллектива, способный организовать процесс профессионального роста стажёра, поддержать его желание к самостоятельной деятельности, имеющий желание совершенствовать своё педагогическое мастерство.
Целесообразно наставнику начинать свою работу со стажёром с проведения анкетирования или собеседования, которые помогут выбрать оптимальные формы работы с молодым воспитателем и её содержание. Педагог-наставник на основе полученных данных в ходе собеседования и наблюдения за работой воспитателя составляет план работы с молодым специалистом, согласовывает его со старшим воспитателем.
При этом используются разнообразные формы работы, так например:
- педагог-наставник предлагает совместно спланировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД);
- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой группы и ДОО;
- посещает режимные моменты, занятия у молодого педагога и анализирует их,
- приглашает понаблюдать за своей работой – проводит открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, занятия и других видов деятельности с обсуждением увиденного;
- проводит консультации, беседы;
- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь при подготовке консультативного материала для родителей;
- помогает в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.
Наряду с традиционными формами работы большую эффективность имеют инновационные: творческие группы, профессиональные и творческие конкурсы, «Круглый стол», «Мозговой штурм», «Мастер-класс», деловая игра.
Наставничество – это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительны, терпеливы, делиться своим опытом без назидания, не забывать отмечать положительные стороны в работе подшефного, поощрять педагогические находки. В свою очередь и молодые специалисты должны прилагать старания для правильного построения взаимоотношений с наставником.
В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Сначала старший воспитатель являлся наставником для молодых педагогов. С этого года наставниками являются опытные педагоги. Наставники чувствуют большую ответственность за это поручение. Ведь от них во многом зависит будущий профессионализм молодого воспитателя. Самым сложным этапом в работе, как молодого специалиста, так и наставника является стажировка. В это время необходимо поддержать подшефного эмоционально, укрепить веру в свои силы, найти взаимопонимание. Во время стажировки наставник и молодой специалист работают вместе – с группой воспитанников наставника. Педагог знакомит подшефного с детским садом, с ведением документации, в это же время молодой воспитатель может наблюдать за проведением режимных процессов, прогулки, ООД и других видов деятельности (игровой, трудовой и др.). Демонстрация деятельности проходит так, чтобы воспитатель тоже постепенно включался в работу, приобретал опыт общения с детьми. Наставник привлекает педагога к подготовке проведения ООД и других видов деятельности (развлечение, эксперименты, наблюдения и др.). Старается показать, что каждая минута тихого часа может пройти с пользой: написать план, подготовить образцы для рисования и аппликации, костюмы для игры-драматизации, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности и т. п. Во время стажировки беседует с педагогом, наблюдает за его работой: что вызывает затруднения, старается это делать незаметно, не стесняя его. Эти наблюдения и результаты анкетирования педагога помогают в дальнейшем составить совместный план работы наставника и подшефного. При составлении плана учитывает пожелания и предложения молодого воспитателя (Таблица 1).
Наставник обращает внимание своего подшефного, что в своей работе он имеет помощников, не только в лице старшего воспитателя и наставника, но помощником может быть и его коллега в группе, имеющий практический опыт. Напоминает о взаимоотношениях педагога и помощника воспитателя. Старается на практике показать, что педагог всегда уважительно относится к своему помощнику, тем самым показывая пример детям и родителям. Нельзя забывать, что работа помощника строится под руководством и в тесном контакте с воспитателем.
Когда педагог начинает работать на своей группе, наставник посещает отдельные режимные моменты, ООД. Затем вместе с молодым специалистом проводит их анализ, обсуждает, какие ошибки были допущены, как их устранить. Помогает подшефному с написанием плана, консультирует по вопросам самообразования.
В дальнейшем педагог изучает не только опыт своего наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие отчёты, открытые показы педагогов ДОУ, привлекают к работе в творческих группах, к подготовке педагогических советов. Так, например, наши подшефные принимали участие в конкурсах ДОУ «Лучшая сюжетно-ролевая игра», «Центр познавательно-исследовательской деятельности», «Что нам осень принесла?», работали в творческой группе «Разработка конспектов ООД по лепке в соответствии с ФГОС».
Когда педагог начинает всё активнее включаться в работу, как никогда важна положительная оценка наставника. Здесь важно заметить даже незначительные успехи – дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь, воспитатель старается быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликта, продумывает предварительную работу, игровые приёмы. Похвала укрепляет уверенность в своих силах, повышает интерес к профессии.
На завершающем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недочёты и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекает и других специалистов ДОУ (учитель - логопед, музыкальный руководитель, педагог – психолог).
Наставники организуют работу с молодыми педагогами по утвержденному плану. Данный план должен включать мероприятия, цель которых – помочь молодому педагогу адаптироваться, влиться в коллектив, приобрести практические навыки и умения работы.
На примере готового образца расскажите наставникам, какие пункты и мероприятия обязательно должны быть в их плане.
Пункт 1. Цели и задачи работы
Здесь важно уйти от глобальных целей наставничества и сформулировать конкретные цели и задачи работы с конкретным подшефным педагогом. Для этого необходимо выяснить, какие трудности он испытывает. Например, начинающий педагог не знает, как составить план работы с детьми. Это и будет одной из задач наставника – консультировать педагога и учить вести рабочую документацию.
Пункт 2. Мероприятия по адаптации педагога
Наставничество включает три этапа, один из которых – адаптационный. На этом этапе наставник знакомится с подшефным педагогом и знакомит его с ООП и годовым планом детского сада. Также он выявляет трудности педагога, его личностные качества, ожидания, помогает выбрать тему самообразования. Соответствующие мероприятия наставник должен заранее включить в план.
Пункт 3. Работа с документацией
Наибольшие трудности у молодых педагогов вызывает работа с документацией, на которую они тратят много времени. Поэтому в план необходимо включить мероприятия, в ходе которых наставник сможет не только показать, например, как составить план работы с детьми, но научить анализировать его и оценивать результативность.
Пункт 4. Мероприятия по обмену опытом
На втором этапе наставничества важно помочь педагогу сформировать свой арсенал методов и приемов работы и научить их правильно использовать, обучить педагогическим технологиям. Сделать это помогут открытые показы, семинары-практикумы, мастер-классы. Также важно включить в план мероприятия, в рамках которых молодой педагог сможет показать свои навыки и умения.
Пункт 5. Контрольные мероприятия
Третий этап наставничества – контроль работы молодого педагога. Наставник должен отслеживать, как педагог выполняет его рекомендации и исправляет недочеты в работе. Поэтому в плане важно предусмотреть разные формы контроля. Это может быть посещение занятия в группе молодого педагога, анализ документации.
Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Как сказал великий китайский мудрец Конфуций «Учитель и ученик растут вместе». Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: педагог старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей.
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Ключевые слова: наставник; молодой специалист; педагогический опыт.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повышаются требования к личности педагога и его профессиональным качествам [1, с. 8 - 9]. Дошкольная образовательная организация (далее ДОО) предоставляет образовательные услуги – помощь семье в воспитании и развитии дошкольника. Для эффективной организации образовательного процесса в ДОО необходима профессиональная компетентность педагогов. К сожалению, выпускники педагогических ВУЗов всё реже работают по специальности. Очень часто в дошкольные учреждения приходят специалисты, не имеющие специального педагогического образования. Почти все молодые педагоги убеждены, что они вооружены знаниями, умениями, и только первый день работы в детском саду выявляет реальную картину их подготовки. Практика показала, что многие молодые специалисты имеют достаточно большой объём теоретических знаний, но совсем не имеют опыта практической работы. Молодые педагоги, приходящие в дошкольное учреждение, сталкиваются с разными проблемами: адаптации в новом коллективе, ведения разного рода документов, организации образовательной деятельности, написании планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности. Исходя из этого, возникла необходимость поиска форм работы с молодыми педагогами для обеспечения их скорейшего профессионального роста. Особенностью труда начинающих воспитателей является то, что они в первый же день выполняют в полном объёме все должностные обязанности и несут ответственность наряду с опытными педагогами, имеющими многолетний стаж работы. Те педагоги, которые не получают в первый год своей работы поддержку коллег и администрации, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло воспитателю необходимо оказывать всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому всё чаще в дошкольных учреждениях стала использоваться такая форма работы, как наставничество.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Начинающему педагогу наставничество даёт возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить свою профессиональную компетентность, а педагогу-наставнику – позволяет передать свой педагогический опыт [2, с. 56]. Только от опытного профессионала молодой специалист на своём рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую. Назначение наставника должно проходить при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать и о психологической совместимости наставника и стажёра, тут важна помощь педагога-психолога. Перед наставником ставятся нелёгкие задачи: привить интерес к профессии воспитателя, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в новом коллективе. К педагогу-наставнику предъявляется немало требований:
- компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению подшефного);
- наставник – человек, который пользуется доверием коллектива, способный организовать процесс профессионального роста стажёра, поддержать его желание к самостоятельной деятельности, имеющий желание совершенствовать своё педагогическое мастерство.
Целесообразно наставнику начинать свою работу со стажёром с проведения анкетирования или собеседования, которые помогут выбрать оптимальные формы работы с молодым воспитателем и её содержание. Педагог-наставник на основе полученных данных в ходе собеседования и наблюдения за работой воспитателя составляет план работы с молодым специалистом, согласовывает его со старшим воспитателем.
При этом используются разнообразные формы работы, так например:
- педагог-наставник предлагает совместно спланировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД);
- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой группы и ДОО;
- посещает режимные моменты, занятия у молодого педагога и анализирует их,
- приглашает понаблюдать за своей работой – проводит открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, занятия и других видов деятельности с обсуждением увиденного;
- проводит консультации, беседы;
- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь при подготовке консультативного материала для родителей;
- помогает в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.
Наряду с традиционными формами работы большую эффективность имеют инновационные: творческие группы, профессиональные и творческие конкурсы, «Круглый стол», «Мозговой штурм», «Мастер-класс», деловая игра.
Наставничество – это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительны, терпеливы, делиться своим опытом без назидания, не забывать отмечать положительные стороны в работе подшефного, поощрять педагогические находки. В свою очередь и молодые специалисты должны прилагать старания для правильного построения взаимоотношений с наставником.
В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Сначала старший воспитатель являлся наставником для молодых педагогов. С этого года наставниками являются опытные педагоги. Наставники чувствуют большую ответственность за это поручение. Ведь от них во многом зависит будущий профессионализм молодого воспитателя. Самым сложным этапом в работе, как молодого специалиста, так и наставника является стажировка. В это время необходимо поддержать подшефного эмоционально, укрепить веру в свои силы, найти взаимопонимание. Во время стажировки наставник и молодой специалист работают вместе – с группой воспитанников наставника. Педагог знакомит подшефного с детским садом, с ведением документации, в это же время молодой воспитатель может наблюдать за проведением режимных процессов, прогулки, ООД и других видов деятельности (игровой, трудовой и др.). Демонстрация деятельности проходит так, чтобы воспитатель тоже постепенно включался в работу, приобретал опыт общения с детьми. Наставник привлекает педагога к подготовке проведения ООД и других видов деятельности (развлечение, эксперименты, наблюдения и др.). Старается показать, что каждая минута тихого часа может пройти с пользой: написать план, подготовить образцы для рисования и аппликации, костюмы для игры-драматизации, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности и т.п. Во время стажировки беседует с педагогом, наблюдает за его работой: что вызывает затруднения, старается это делать незаметно, не стесняя его. Эти наблюдения и результаты анкетирования педагога помогают в дальнейшем составить совместный план работы наставника и подшефного. При составлении плана учитывает пожелания и предложения молодого воспитателя (Таблица 1).
Наставник обращает внимание своего подшефного, что в своей работе он имеет помощников, не только в лице старшего воспитателя и наставника, но помощником может быть и его коллега в группе, имеющий практический опыт. Напоминает о взаимоотношениях педагога и помощника воспитателя. Старается на практике показать, что педагог всегда уважительно относится к своему помощнику, тем самым показывая пример детям и родителям. Нельзя забывать, что работа помощника строится под руководством и в тесном контакте с воспитателем.
Когда педагог начинает работать на своей группе, наставник посещает отдельные режимные моменты, ООД. Затем вместе с молодым специалистом проводит их анализ, обсуждает, какие ошибки были допущены, как их устранить. Помогает подшефному с написанием плана, консультирует по вопросам самообразования.
В дальнейшем педагог изучает не только опыт своего наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие отчёты, открытые показы педагогов ДОУ, привлекают к работе в творческих группах, к подготовке педагогических советов. Так, например, наши подшефные принимали участие в конкурсах ДОУ «Лучшая сюжетно-ролевая игра», «Центр познавательно-исследовательской деятельности», «Что нам осень принесла?», работали в творческой группе «Разработка конспектов ООД по лепке в соответствии с ФГОС».
Когда педагог начинает всё активнее включаться в работу, как никогда важна положительная оценка наставника. Здесь важно заметить даже незначительные успехи – дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь, воспитатель старается быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликта, продумывает предварительную работу, игровые приёмы. Похвала укрепляет уверенность в своих силах, повышает интерес к профессии.
На завершающем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недочёты и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекает и других специалистов ДОУ (учитель - логопед, музыкальный руководитель, педагог – психолог).
Профилактика простудных заболеваний.
В первую очередь организм должен быть изнутри подготовлен к атаке вируса. К весне большинство детишек страдает авитаминозом, иммунитет ослаблен, поэтому необходимо пополнить запас витаминов в организме. Можно приобрести в аптеке комплекс витаминов и обязательно включить в рацион питания больше овощей и фруктов. В самый разгар эпидемии можно давать противовирусные препараты для профилактики простудных заболеваний, в состав которых входит интерферон. С внешней стороны можно защитить от гриппа также несколькими способами. Самое главное – это соблюдение правил личной гигиены. Должны без напоминаний зайдя в дом с улицы вымыть руки с мылом. Желательно, чтобы всегда с собой были влажные бактерицидные салфетки, не забываем о народных средствах. Бусы из чеснока отличное средство от гриппа, дыша его парами, обезопасим себя от заражения.
Воспитатель высшей категории Гойдина Светлана Николаевна
Влияние нетрадиционных техник, в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с детьми ведется в нашей группе по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем художественному творчеству. Ведь именно в дошкольном возрасте, более чем когда-либо, изобретательная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать ее в качестве действенного средства коррекции недостатков психики особого ребенка. Кроме этого, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного и трудового развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Она открывает перед детьми много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для ребят. В своей работе мы столкнулись с такой проблемой, как недостаток методического обеспечения для обучения и воспитания детей с множественными проблемами развития. В частности это касалось и изобразительной деятельности. Опробуя на практике разные методики и техники, мы пришли к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет нам достигнуть наилучших результатов при обучении детей. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование изобразительных навыков. Учитывая эти проблемы, мы ставим, при работе с детьми, следующие цели и задачи. Целью использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности является формирование у детей с множественными нарушениями развития системы первоначальных изобразительных навыков и умений. В процессе практической деятельности для реализации цели определены общие Задачи: · Развитие у детей адекватных эмоциональных реакций при рассматривании доступных их пониманию различных предметов; · Развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура); · Формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира; · Развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения; · Знакомство с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности; · Обучение детей приемам рисования и с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения (“пальцевая живопись”, рисование штампом, губкой, помазком); · Создание условий для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности. Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются: · Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения; · Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование); · Организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти: плоские и круглые, по размеру: средние и толстые; краски, тушь, гуашь; Приспособления: подвижные и стационарные, для фиксации оптимального положения тела ребенка для работы); · Формирование удобной позы ребенка при рисовании при помощи специальных приспособлений (в свободном, при помощи мягких модулей, или в фиксированном положении, когда это необходимо); · Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук; · Обязательная совместная деятельность детей и педагога. Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками до начала обучения мы проводим обследование детей для выявление изобразительных умений и навыков, которыми владеет ребенок. Затем составляем перспективный тематический план использования этих техник на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. При составлении плана учитываем индивидуальные особенности и возможности детей данной группы. Работа с детьми ведется в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинирование уже освоенных техник. Обучение дошкольников с ДЦП , изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения мы рассматриваем как актуально и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Термин “нетрадиционный” подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Разные виды изобразительной деятельности позволяют многообразно использовать средства для реализации задуманного изображения. Ребенок получает возможность выразить нечто важное для него. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, нетрадиционные художественные техники вызывают у дошкольников эмоционально положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение и являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Изобразительная деятельность также тесно связана с познанием окружающей действительности. Применению нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развиваются умения переноса усвоенных знаний в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, использовать для рисования различные штампы и сухие листья. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности. Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник способствует правильному формированию у детей мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы с кистью, карандашами, фломастерами и ножницами. Кручение и смятие бумаги, размазывание пластилина пальцем по бумаге, рисование пальцем, а не кистью, захват щепотью (тремя пальцами) мелких или сыпучих материалов-значительно укрепляют мелкую моторику детей. На занятиях по рисованию, лепке и аппликации с использованием нетрадиционных техник развивается речь детей. Усвоения названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словарного запаса детей. Высказывание в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций с картин художников, положительно влияет на формирование связной речи и коммуникативных навыков. Благодаря регулярному использованию нетрадиционных техник на занятиях по рисованию, аппликации и лепке, мы способствуем более точному формированию сенсорных представлений, таких, как цвет, форма, величина, ориентировка на листе бумаги, так как многократное повторение материала в разных видах деятельности облегчает детям запоминание и перенос усвоенных знаний. Изобразительная деятельность помогает развивать у детей операции обобщения, сравнения и анализа образца. Положительная эмоциональная реакция детей в процессе деятельности позволяет довести им свою работу до конца. К достоинствам нетрадиционных художественных техник относится и простота исполнения выразительного образа, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств. По результатам коррекционно-развивающей работы мы отмечаем динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности. Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности - весьма перспективное направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с детьми - нужно с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
.


Удовлетворенность качеством услуг
Удовлетворенность качеством образования в Самарской области
Психологическая помощь родителям


Осторожно, грипп!


Независимая оценка качества
Актуально
Национальный проект "Образование"
Правила дорожного движения для малышей
Вакцинация школьников против гриппа
Контактная информация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 197 «Радуга» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445057, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, 35 , МБУ детский сад № 197 «Радуга»
Тел. 8(8482)34-88-09
e-mail: chgard197@edu.tgl.ru